Мы продолжаем совместный проект с РБК. В новой публикации – результаты исследования отношения россиян к потенциальным реформам. Самые нетерпеливые могут прочесть исследование здесь, а для остальных мы скоро проведем его детальный разбор. Пока же, небольшой анонс материала от одного из авторов – Александра Аузана, декана экономического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова. Подробнее читайте в свежем материале РБК
Перемен, мы ждем перемен?
Проведенное исследование показало, что отношение к возможным реформам у нас в стране гораздо менее плоское и отрицательное, чем об этом привыкли думать. Значительная часть населения готова к переменам, но требует четких объяснений, слов, подкрепленных делами. Граждане хорошо осознают, что для развития страны нужно расставлять приоритеты, идти на «размены» и «сделки».
Стратегии реализации реформ могут и должны различаться в зависимости от регионов и социокультурных установок их жителей. А для их практического успеха нужно применять промежуточные институты. Как показало наше исследование, изменить отношение граждан к реформам в уже обозримой перспективе - это непросто, но посильно.
Мы такие разные
На основе анализа ценностных установок россиян удалось выявить три устойчивых группы: поддержки реформ «снизу», поддержки реформ «сверху» и «критического отношения» к реформам.
В первой группе - поддержки реформ «снизу» - 24% опрошенных. Эти люди наиболее склонны к переменам, обладают умеренным институциональным доверием государству, высокой гражданской активностью и убежденностью, что ключевой фактор успеха – не удача и связи, а усердный труд. В этой группе больше людей в возрасте до 45 лет; граждан с высоким доходом и жителей крупных городов-миллионников.
Группа поддержки реформ «сверху» насчитывает 47% опрошенных. Ее члены характеризуются скорее осторожным отношением к переменам, умеренной гражданской активностью и крайне высоким институциональным доверием государству. Среди них большинство считает, что усердный труд важнее удачи и связей. В этой группе больше людей старше 60 лет, людей со средним доходом и жителей сельских поселений.
Члены группы критического отношения к реформам (28% опрошенных) крайне осторожно относятся к переменам, обладают низким институциональным доверием государству, сравнительно низкой гражданской активностью и убежденностью, что ключевые факторы успеха – удача и связи, а не усердный труд. В этой группе больше доля людей в возрасте 45–60 лет и людей с низким уровнем дохода, а также жителей средних городов.
Точки нашего согласия
Тем не менее, при всех различиях наблюдается несколько точек согласия по тем первоочередным задачам, которые необходимо реализовать в стране в ближайшие 10-15 лет.
Значительная часть россиян уверена, что нам срочно нужно добиться снижения уровня коррупции, повышение темпов экономического роста, повышение комфорта и удобства проживания в городах и селах, снижение уровня преступности и снижение уровня социального неравенства.
Ради достижения этих целей респонденты готовы отложить проведение реформ, направленных на повышение престижа страны в мире, вовлечение граждан в процесс принятия государственных решений, усиление технологического лидерства страны и сплочение граждан страны вокруг общих целей и идеалов.
Что на что меняем?
Так от чего же готов отказаться гражданин, чтобы максимально повысить шансы на реализацию самой приоритетной для него задачи. Самыми популярными формулами «размена» являются следующие:
• ради «снижения уровня коррупции» готов поступиться амбициями по «повышению престижа страны в мире»;
• ради «повышения темпов экономического роста» могу отказаться от «вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений»;
• ради «повышения комфорта и удобства проживания в городах и селах» готовы отложить «повышение престижа страны в мире».
Механизм перемен
Цифры свидетельствуют: даже те 28% граждан, которые не хотят реформ, в целом осознают их неизбежность. В этой связи возникает вопрос о том, как запустить механизм их социальной поддержки. Одним из институтов, позволяющим постепенно менять установки населения, является налоговая система.
Как правило, при обсуждении темы налогообложения игнорируется его политическая функция. Между тем, налоги – это цена, которую граждане платят за получение доступа к «корзине» общественных благ.
Однако из-за конструкции бюджетно-налоговой системы. Российские граждане не получают в достаточной мере информацию о соотношении уровня собственного налогообложения со стоимостью потребляемых ими государственных услуг.
Как следствие, в обществе распространены ценности получателей, ориентированных на рост объема получаемых от государства услуг и благ. Они, как правило, не стремятся к самостоятельности и предпринимательству, не склонны брать на себя ответственность за принятие решений и участие в жизни государства.
Однако, если налоговая система изменит существующий подход, например, позволит «голосовать» рублем, то в обществе условия могут быть созданы условия для успешного проведения реформ и укоренения их результатов.
Важно, что этот эффект может быть достигнут относительно быстро, - за несколько лет.
С другими нашими совместными материалами с РБК можно познакомиться здесь