Мы пережили очередную акцию ГАИ "Внимание - дети!". Впереди - бесконечное множество таких мероприятий, традиционно повторяемых в начале и конце учебного года. В это время помимо прочих профилактических штук водители обязаны включать ближний свет фар.
Требование это нужное и полезное, и все старания, направленные на снижение числа ДТП с участием детей, как показывает статистика, дают свой результат. В Минске, к примеру, за 7 месяцев 2017 года число таких аварий по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 30,4% (в 2017-м - 16 ДТП, в 2016-м - 23), сократилось количество раненых детей на 27,3% (16 детей, в 2016-м - 22), а погибших - на 100% (нет погибших, в 2016-м - 1 ребенок).
Одним словом, дети живы, отчеты прекрасны, но так ли однозначна ситуация с ближним светом?
Предполагается, что дважды в год в среднем по 10 дней водитель должен не забыть включить фары, иначе штраф. Кстати, сколько водителей получают такое взыскание, нигде не сообщается.
А ведь скоротечность акций не позволяет довести действие по включению ближнего света до автоматизма, некоторые просто забывают повернуть выключатель. А другие справедливо возмущаются: да, во время акций они должны ездить со светом, но обязанности отслеживать сроки проведения акций у водителя нет.
Идем дальше. Акции заканчиваются, но ведь дети продолжают ходить в школу. И едва ли ноябрьская морось, поздние рассветы и ранние сумерки более благоприятны для участников дорожного движения, нежели сентябрьские солнечные деньки.
Водителям в таком случае стоит зажигать фары в условиях недостаточной видимости. Кто забыл - это 300 метров. При такой размытой формулировке есть где разгуляться фантазии. Ведь 300 метров "на глаз" - это могут быть совершенно разные расстояния, да и понятие видимости для каждого свое. Поэтому на это требование ПДД принято смотреть спустя рукава, нередко в осенне-весенний период особо экономные товарищи считают безопасным и допустимым не включать фары.
Чувствуете разницу? Кто-то "попал под раздачу" днем 1 сентября, а кто-то "ездит по Правилам" в сером ноябрьском рассвете. И это мы еще не упомянули про доказанность того, что даже при ярком солнце езда с включенным светом безопаснее!
Весь этот ворох проблем, взаимных претензий и недовольства можно было бы запросто решить одним простым действием: сделать ближний свет обязательным как минимум на время учебного года. Идея вовсе не новая, история у нее печальная. Всю подноготную ее мы вспоминали два года назад. С тех пор как руководитель страны высказал свое личное критическое мнение по поводу ближнего света, в ГАИ стали всех отсылать к законодателю: мол, мы же всегда за, но мы только исполнители.
Здесь можно было бы плюнуть в лицо бюрократической системе и понадеяться на здравый смысл, ответственность и добросовестность водителей… Но опросы показывают, что желание быть более бдительным, чем прописано в Правилах, пока нам не присуще, а доводы кошелька еще весомее.
Результаты опроса на тему "Включаете ли вы днем ближний свет фар?" показали, что 29 и 25% водителей делают это, если видимость недостаточная или проводятся специальные акции. Только каждый пятый зажигает ближний свет всегда, еще у 15% фары включаются автоматически. 7% респондентов признались, что результат зависит от того, не забудут ли они повернуть выключатель, а 4% вообще до темноты ездят без света.
Примечательно, что за последние два года настроения людей практически не изменились. На вопрос "Как вы относитесь к необходимости включать ближний свет фар во время движения?" тогда тоже однозначное "да" сказала только треть респондентов.
Ну нет, так нет. В общем-то, люди всегда делились на две группы. Первые предпочитают брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь близких и задолго до ПДД самостоятельно пришли к мысли, что ребенок и пассажиры в автомобиле должны быть пристегнуты, что резина должна быть по сезону, а фары включены. А вторые наивно передают свою судьбу в чужие руки. Да, в те самые окостенелые и трусливые государственные руки, что не могут своевременно отредактировать ПДД.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото из архива редакции
ABW.BY