Боевые экранопланы имеют довольно серьезный военный потенциал благодаря своим техническим особенностям. Экраноплан представляет собой высокоскоростную машину, которая летит на небольшом расстоянии от поверхности воды, земли, снега или льда с помощью взаимодействия с аэродинамическим экраном.
Технологический прогресс позволяет современной России избавиться от проблем, которые имелись у советских машин. Главным недостатком разработок экранопланов СССР являлось отсутствие защиты от средств воздушного поражения. На них не устанавливались средства ПВО, поэтому они могли использоваться только в районах, безопасных от воздушного нападения противника.
В новом ударном ракетном экраноплане необходимо устанавливать новые модули. Это повлечет необходимость увеличивать водоизмещение. На данный момент таким проектом занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Сам Алексеев был конструктором советских боевых экранопланов, поэтому опыт производства таких машин у ЦКБ имеется. Нынешние специалисты завода разрабатывают мощный экраноплан океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.
Ранее Георгий Анцев, являющийся гендиректором концерна «Моринформсистема-Агат», который также работает над проектом, заявлял, что сейчас проводится перезагрузка советских разработок с учетом развития современных технологий. Новый проект должен заинтересовать Министерство обороны России. Помимо основной ударной направленности ракетных экранопланов, существует и иная возможность использования таких образцов военной техники. Благодаря высокой скорости, приблизительно 500 км/ч, экраноплан может перебрасывать огромное количество десантников в необходимый район военных действий.
Стоит отметить, что ЦКБ им. Р.Е. Алексеева заложило очень качественную базу для современных инженеров. Разработки бюро наводили страх на потенциальных противников даже на стадии проектирования. Так, в 1970-х годах ЦКБ представило макет самого большого в мире летательного аппарата. Проект был назван КМ (корабль-макет), однако западные СМИ расшифровали эти буквы как «Каспийский монстр». Это название быстро прижилось. Своими размерами он действительно оправдывал прозвище. Ведь размах крыльев КМ составлял 37,60 метров, а двигалась разработка с максимальной скоростью в 500 км/ч. Испытания данной машины проводил сам Алексеев.
Данный «монстр» послужил основой для другой разработки ЦКБ - экраноплана-ракетоносца проекта 903 «Лунь». Эта машина стала настоящим технологическим прорывом. Ведь она была вооружена сверхзвуковой маловысотной противокорабельной ракетой П-270 «Москит», созданной в МКБ «Радуга».
Изначально проект представлял очень серьезные перспективы благодаря возможности «Луня» на огромной скорости подлетать к зоне конфликта, наносить ракетный удар с большого расстояния и уходить фактически незамеченным. Однако развитие авиации сделало данный экраноплан довольно уязвимым. Технологии советского времени не позволили дополнительно установить на него системы ПВО, поэтому проект постепенно был заморожен. Не исключено, что новый ракетный экраноплан России будет построен на базе «Луня», но с качественными доработками.
Стоит также отметить, что в современной России уже работают над экранопланом «Чайка А-050» малого водоизмещения с полезной нагрузкой в 15 тонн. Очевидно, что данная машина разрабатывается больше для гражданских целей, однако и военный потенциал у данного проекта есть. К примеру, на экраноплан можно установить современные российские крылатые ракеты «Калибр», которые весят примерно 3 тонны каждая. Другими словами, «Чайку» можно оборудовать четырьмя ракетами и использовать совместно с группой, обеспечивающей прикрытие.
Однако новый экраноплан-ракетоносец России должен быть выполнен по совершенно новой военной концепции. Он обещает стать абсолютно независимой боевой единицей. На нем планируется установить ракетные комплексы под современные «Калибры», способные поражать как наземные, так и морские цели, реактивные снаряды для уничтожения кораблей, мощная система ПВО и прочее. Не исключен вариант оснащения экраноплана современными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), чтобы машина имела возможность блокировать спутниковые сигналы наведения, средства связи и навигацию противника в океанской зоне.