ТИХИЙ ДОН, КАК ДИКИЙ ЗАПАД: ВООРУЖЕННЫЕ НАЛЕТЧИКИ ГРАБЯТ ГОРОЖАН ДОМА И В ПОЕЗДАХ. НА УЛИЦАХ СТРЕЛЯЮТ В ВОЕННЫХ И В МИЛИЦИЮ.
Интересно, как это было 100 лет назад? Чувствовали ли наши прадеды и прабабушки приближение краха Российской империи? Приближение конца света?
За полгода до 100-летнего юбилея Октябрьской революции мы запустили проект: следим, как в 1917 году постепенно и незаметно рассыпалась привычная жизнь ростовчан. С предыдущим выпуском вы также можете ознакомиться на нашем канале.
Сегодняшняя подборка новостей — 11-17 сентября 1917 года в Ростове-на-Дону и окрестностях.
В ночь на 11 сентября на Среднем проспекте было совершено разбойное нападение на возвращавшихся домой штабс-капитана 276 пехотного полка Михайлова и прапорщика того же полка Скибина. Первый скончался на другой день от огнестрельного ранения, а второй попал в госпиталь в тяжелом состоянии. Теми же разбойниками выстрелом из револьвера убит наповал хозяин квартиры А.Н. Михайлов, выбежавший из дома на крики о помощи.
***
Новости из Азова. Из-за недостатка продовольствия в последнее время в городе происходят чуть ли не ежедневные серьезные волнения. Не успел новый председатель районной продовольственной управы А.А. Попов освоиться с работой, как едва не стал жертвой самосуда толпы человек в 500. Толпа требовала выдачи муки и других продуктов. И только случайно появившиеся подводы с мукой, предназначенной для отправки в армию, положили конец волнениям и тем спасли Попова от насилия. Мука тут же была разобрана, и взволнованное население разошлось по домам. Армия же этой муки лишилась, но это как раз никого не волновало.
***
В Ростове начались спектакли русско-украинского театра миниатюр. В труппе принимают участие известные артисты: Кочубей-Дзбановская и Вишневецкая, а также Мова и Запорожец. В день открытия ставилась оперетта «Наталка Полтавка».
***
Ростовской эстонской колонией получены сведения, что в ближайшие дни в Донскую область и, в частности, в Ростов-на-Дону прибудет большое количество беженцев-эстонцев. Чтобы оказать посильную поддержку своим землякам, на днях было созвано общее собрание при местной эстонской колонии. На собрании был избран комитет помощи беженцам. С этой недели комитет будет собираться в помещении ростовского клуба.
***
В исполком Совета солдатских и офицерских депутатов явились два солдата Бобка и Еремеев, которые чистосердечно признались, что после освидетельствования их подвижной комиссией при 71 военном госпитале писарь госпиталя Иваницкий предложил им выдать свидетельства об отпуске не на 2 месяца, как постановила комиссия, а на 6 месяцев. За это Иванницкий получил с них по 25 и 30 рублей. В актах об освидетельствовании, действительно, оказались подозрительные подчистки.
***
16 сентября в два часа ночи с почтовым поездом №4 Владикавказской железной дороги выехали из Ростова председатель кредитного товарищества А.Е. Романенко и член этого товарищества Н.Н. Здоровенко. Оба поместились в купе 3-го класса. В том же купе находились еще два пассажира, один в солдатской форме, другой в штатском. Когда поезд тихим ходом приближался к 8-й версте, в купе вошли двое неизвестных. Они выхватили револьверы. К ним присоединился и находившийся в купе пассажир в штатском. Угрожая револьверами, грабители схватили с полки корзину членов кредитного товарищества, в которой находилось 150 тысяч рублей, соскочили с поезда и скрылись в темноте. Приняты энергичные меры к поимке грабителей.
***
На прошлой неделе товарищ войскового атамана М.П. Богаевский разослал по всей Донской области телеграммы следующего содержания: «От станицы до станицы, от хутора до хутора во все округа. Временное правительство приказало отрешить от должности и арестовать нашего войскового атамана А.М. Каледина. Войску Донскому и всему казачеству наносят страшное оскорбление. Мы должны защитить нашего атамана с оружием в руках. Приказываем строго: будьте готовы ко всему и высылайте на круг стариков». Ситуация остается напряженной вплоть до сегодняшнего дня.
***
В четверг в Петроград из Донской области приехал член исполнительного комитета крестьянских депутатов казак Мельников. Мельников сделал подробный доклад в Совет, категорически утверждая, что генерал Каледин, разъезжавший по области, делал это не с целью поднять восстание против Временного правительства, а в силу обычая, согласно которому выборный атаман ездит по области для ознакомления с бытом казаков. «На Дону все совершенно спокойно», — сказал Мельников.
***
К вопросу о смещении ростовского комиссара Временного правительства В.Ф. Зеелера. Он сообщил Временному правительству в Петроград решение Совета рабочих и солдатских депутатов, ростовской и нахичеванской городских Дум о его устранении. Решение это не носит характера личной неприязни к В.Ф. Зеелеру, так как в его деятельности ни одна из перечисленных организаций не нашла ничего контрреволюционного. Вопрос об устранении поставлен принципиально, так как В.Ф. Зеелер принадлежит к партии народной свободы, которую обвиняют в контрреволюционности.
Вот что говорилось на заседании члены управы: «Раз и Временное правительство объявило демократическую республику, то кадету, каковым является гражданин Зеелер, в делах управления нечего делать. Мы хорошо знаем кадетскую партию. Они уже правили. Довольно с них».
***
13 сентября муж и жена Приходкины возвращались домой (дом №66 по Николаевскому переулку). У двери квартиры на втором этаже к ним навстречу выскочили двое неизвестных с револьверами. Приходкин стал звать на помощь. Один из грабителей толкнул Приходкина в грудь, и тот покатился вниз по лестнице. Жене Приходкина грабители нанесли тяжелые побои. Женщина упала, после чего один из грабителей выстрелил в нее два раза, ранив в руку и грудь. Не успокоившись на этом, он ударил Приходкину ножом в лицо.
Муж, лежавший внизу, не переставал звать на помощь. Грабители, опасаясь, что их застанут на месте преступления, бежали. На помощь так никто и не явился.
***
В субботу милиционер 4-го участка Метелица, стоя на посту на углу Казанского переулка и Темерницкой улицы, заметил, что толпа гонится за кем-то по Большому проспекту. Милиционер бросился по Казанскому переулку, чтобы преградить дорогу бегущему. Добежав до перекрестка, милиционер увидел неизвестного с двумя револьверами в руках. Милиционер крикнул: «Стой!». Но вместо того, чтобы остановиться, неизвестный направил на милиционера револьвер. Метелица выстрелил первым и ранил его в правую ногу ниже колена. Преступник тоже открыл стрельбу. Но уже через несколько минут его все же удалось задержать и отправить в тюремную больницу.
***
Еще один беглец. В судебно-уголовную милицию был доставлен военный летчик Ф. Карагодин, задержанный по телеграмме из действующей армии как дезертир. Из помещения милиции Карагодин пытался бежать. Однако на улице беглец встретил агента судебно-уголовной милиции Аллилуева. Агент побежал за дезертиром, стреляя из револьвера. На углу Скобелевской улицы и Таганрогского проспекта Карагодина задержала толпа и доставила его в милицию.
***
На последнем заседании ростовской городской Думы гласный Локерман предложил ходатайствовать о предоставлении городскому самоуправлению права реквизировать квартиры. А гласный Сырцов, лидер большевиков, заявил, что город, по его мнению, действительно, имеет на это право. Ни председательствующий профессор Орлов, ни другие гласные не разъяснили, что такого права у города нет и быть не может. Почему не разъяснили? Может быть, потому, что выступления большевистских мальчиков не стоят серьезного внимания? А, может быть, потому, что у нас атрофировано чувство права и призыв к самоуправству не вызывает реакции? Мы отнюдь не склонны считать такую атрофию чувств исключительной монополией ростовских деятелей. Просто общероссийская эпидемия коснулась и нашего города.
Захват чужих помещений, чужих типографий, закрытие газет — старые общеизвестные факты. Прав был министр Макаров, когда говорил в Государственной Думе: «Так было, так будет». Но Макаров имел в виду условия старого режима. А теперь, при новом строе, неужели будет то же самое? Был произвол и останется произвол?