Я ездил на семестр по обмену в Польшу и за это время много попутешествовал, передвигался в основном на поездах. Наездил я достаточно много, поэтому хочется поделиться опытом.
В Польше структура железных дорог похожа на российскую. Есть компания PKP (Polskie Koleje Państwowe, Польские государственные железные дороги), в России — РЖД. У нее есть дочка PKP Intercity, занимающаяся пассажирскими перевозками на дальние расстояния,в России — ФПК. Перевозками на короткие дистанции занимаются региональные перевозчики, обычно в каждом воеводстве они свои: Koleje Mazowieckie, Koleje Pomorskie и другие, в России — пригородные пассажирские компании: СЗППК, ЦППК и другие.
У меня был студенческий билет (legitymacja studencka), поэтому все поезда для меня были со скидкой 50%, что давало цену, равную или ниже цен на автобусы. С учетом того, что поезда во всех городах приезжают в центр, а автобусные вокзалы (как в Варшаве, например) иногда находятся где-то далеко, получалось очень удобно.
Виды поездов
Во всех поездах в Польше сидячие вагоны, разве что в тех, что едут дольше восьми часов, есть один-два спальных вагона.
При покупке билетов можно увидеть непонятные с первого взгляда обозначения TLK, IC, EIC, EIP — это типы поездов. По идее в них по нарастающей должна увеличиваться комфортность, но практика показала, что в поездах TLK и IC обычно одни и те же вагоны и цены одинаковые, EIC немного лучше, а действительно отличаются от остальных только поезда EIP.
Вагоны поездов TLK (Twoje Linie Kolejowe, Твои железные дороги) и IC (Intercity) в большинстве своем довольно старые, но комфортные. Сидячие вагоны бывают двух типов: с купе (wagon przedziałowy) и без купе (wagon bezprzedziałowy).
В поездах обычно есть вагоны двух классов. В вагонах с купе класс влияет на количество мест в купе: 6 человек в первом классе, 8 человек во втором классе. В вагонах второго класса без купе больше мест и кресла стоят плотнее, чем в первом классе.
Вагоны с купе похожи по компоновке на Невский экспресс — 3 или 4 места в ряду лицом друг к другу.
Вагоны без купе похожи на российские сидячки.
На поездах EIC (Express Intercity) не ездил, но в них должны быть улучшенные вагоны первого класса из IC с гарантированным Wi-Fi, плюс они ездят быстрее.
Кроме поездов под локомотивами на некоторых направлениях ездят еще и электропоезда, например Pesa Dart и Stadler Flirt, похожи на Ласточки в России. В них есть розетки под каждым сиденьем и Wi-Fi.
Поезда EIP (Express Intercity Premium) — экспрессы вроде российских Сапсанов, там ездят итальянские Pendolino. Ездят быстро, стоят дорого. Из Варшавы в Краков на таком можно доехать за 2 часа 30 минут против 3-4 часов на обычном поезде. Во втором классе дают на выбор бутылочку воды, чай или кофе, в первом еще и кормят. Во всех поездах EIP в вагоне номер 7 — зона тишины, там нельзя громко разговаривать и надо выключить звук на всех устройствах.
Покупка билетов
Расписание вообще всех поездов, включая электрички, можно найти на сайте rozklad-pkp.pl. Также рекомендую сайт и приложение koleo.pl, в нем можно посмотреть расписания поездов дальнего следования и все остановки у конкретного поезда в более удобном дизайне.
Билеты на поезда дальнего следования можно купить на bilet.intercity.pl. Есть также билетные автоматы и кассы, но поскольку в интернете можно купить все виды билетов, включая льготные, особой разницы нет.
На почти все электрички можно купить билеты онлайн. На rozklad-pkp.pl обычно нет ссылки на покупку, но написано, кто обслуживает линию. После этого надо найти сайт этой компании, там скорее всего будет продажа билетов.
Льготные билеты продаются без подтверждения льготы при покупке. Таким образом, можно покупать билеты со студенческой скидкой прямо на сайте или в билетных автоматах. В поезде попросят показать документ, который дает льготу.
После покупки билет можно распечатать, но это необязательно. Контролеры ходят с валидаторами, которыми считывают штрихкод с билета, с экрана телефона тоже нормально работает. Если дать бумажный билет, то его прокомпостируют — билет дырявится, на него ставится номер контролера.
Билеты на поезда, которые едут за границу, продаются только в кассах на вокзалах.
Особенности покупки билетов
Билеты стоят одинаково, вне зависимости от того, за какое время их покупать. При этом по одному и тому же направлению цена на билет будет выше, если поезд едет дольше или более длинным путем.
Для покупки онлайн из личных данных нужно только имя и фамилия. Если покупать билет в кассе или билетном автомате, то вообще никакие личные данные не нужны.
Можно купить один билет на несколько человек, до 6 человек в билете.
Если вы любите ругать РЖД за технические странности, то вот странность от PKP. На bilet.intercity.pl технический перерыв на продажу билетов с 23:30 до 1:00, нельзя даже цену билетов посмотреть. Не знаю, как в билетных автоматах и кассах, но на сайте купить билет в это время не получится.
Можно купить билет, даже если нет свободных мест — будет билет без места. Делал так несколько раз. Один раз, когда ехал из Гданьска, повезло найти свободное место и сидеть всю дорогу. В другой раз ехал из Торуня и сидел в тамбуре.
Выбрать конкретное место нельзя, можно выбрать только тип места: у окна, в середине или у прохода.
Багаж
Во всех вагонах есть багажная полка наверху, она довольно маленькая, примерно как полка в российских электричках. В некоторых вагонах есть отдельная полка для чемоданов. За провоз багажа доплачивать не надо.
Провоз велосипедов платный. Если в поезде можно провозить велосипеды (будет отдельный значок при выборе поезда), то значит, что там есть для них крепления.
Опоздания поездов
Поезда дальнего следования иногда опаздывают. Иногда опаздывают очень сильно, нужно быть к этому готовым. Самое большое опоздание, на которое я попал, составило два часа по отправлению и час по прибытию.
Если понравилось, то можно подписаться на канал (плюсик справа наверху), а еще у меня есть канал в телеграме и инстаграм.