Найти тему
Истории из жизни

Как умерла русская подпольная тусовка музыкантов-готов

Самый разгар готической тусовки в Москве прошел мимо меня: пока мои будущие товарищи и коллеги отплясывали в “Релаксе” под прямые ритмы бас-барабана, я читала журнал NME Russia и восторгалась “новой рок-н-ролльной революцией”. Именно эта музыка - ну, знаете, группы, названия которых начинаются с “The” - вдохновила меня на то, чтобы начать самостоятельно осваивать гитару. Я тогда уже неплохо владела пианино, так что задача не показалась непосильной.

Потом я сколотила собственную группу. Я пела (очень плохо), играла на гитаре (не намного лучше) и писала музыку и тексты (ну, вы поняли). Мы были этакими хипстерами-пионерами: в “конверсах”, узеньких джинсах, с гитарами наперевес и сигаретами в зубах. Первое выступление состоялось в ныне почившем клубе Blow Up, и с нами играли довольно популярные в то время в подпольной тусовке музыканты: Banana Princess, “Белые Флаги Зажигайте Медленно”, а еще первая группа чувака, который сейчас отвечает за проект Magnetic Poetry. Звучали мы, мягко говоря, ужасно, но, поскольку 99 процентов публики были нашими товарищами, всем понравилось.

Вообще, все это было даже не столько о музыке, сколько о совместном времяпрепровождении: все друг друга знали, вместе пили, ходили на концерты. Было весело и душевно, но в какой-то момент меня совсем перестала интересовать гитарная музыка, ибо я открыла для себя группу Nine Inch Nails.

Вот тогда-то и началось мое знакомство с готической тусовкой. Не удивляйтесь: да, NIN официально считают индастриалом, но в понятие “готика” для нас входило множество стилей гитарно-электронной музыки: EMB, дарквейв, электропанк, электроклэш, синтипоп, дарк электро и много чего еще.

В общем, я познала радости написания музыки за компьютером, прелести домашней записи, драм-машин и синтезаторов. Я сделала несколько треков и стала рассылать их случайным людям в Last.fm - тогда соцсети типа Вк были еще не столь популярны. Мой спам-метод продвижения принес довольно неплохие результаты: люди слушали, делились мнением, давали советы. Не поверите, но все были настроены дружелюбно. Сложно представить, учитывая уровень агрессии в интернете сегодня.

А потом я нашла идеальную коллегу-музыканта - спасибо, музыкальные форумы! Она тоже обожала NIN, носила драные колготы, играла на синтезаторе и быстро учила все партии, что я скидывала ей. Так я обрела лучшего друга, но это уже совсем другая история. Мы же продолжим говорить о музыке.

Мы стали играть втроем: третьим был наш ноутбук, работавший одновременно семплером и драм-машинкой. Сначала мы упорно искали барабанщика, но, как знают все, кто когда-либо играл в группе, найти вменяемого ударника - самое сложное в нашем деле. Один спился, второй перестал отвечать на наши звонки, третий просто не понимал, чего мы от него хотим… В итоге мы решили, что надежнее ноутбука мы никого не найдем.

Мы стали репетировать, параллельно стараясь влиться в гот-тусовку. Тут-то и возникли трудности. Дело в том, что у готов, как и моих предыдущих инди-товарищей - да черт возьми, как у любого нормального сообщества! - все завязано на общении. А мы с моей коллегой были немножко как Дарья и Джейн из эмтивишного мультика: куда бы мы ни приходили, общались исключительно друг с другом. А если общались с кем-то другим, то дело обычно заканчивалось плачевно. В общем, социализация у нас хромала. Мы подумывали найти менеджера, но а) ему надо платить деньги или хотя бы б) общаться с ним!

В то время у меня как раз закрутился роман с молодым человеком, который играл на клавишах в более-менее заметной группе из нашего музыкального круга. Это дало нам какой-никакой пропуск на сцену: ребятам буквально пришлось пихать нас вместе с собой на все выступления. Более того, мы с товаркой сами стали пытаться устраивать мероприятия, причем подходили к делу серьезно. Как выяснилось, даже слишком серьезно: обычно организаторы вообще не парятся, не платят группам, а уж думать над концепцией концерта - чуть ли не моветон. А мы все это зачем-то делали.

Мы провели пару концертов и, рассчитавшись с клубом и группами, на двоих заработали ровно 150 рублей. На валерьянку для успокоения нервов потратили гораздо больше. Вы же понимаете: музыканты - люди творческие и, как следствие, довольно безответственные. Так что до самого последнего момента невозможно предсказать, кто опоздает, кто вообще не приедет (ну, забухал там, мало ли), а кто выступит так, что уж лучше бы вообще не выступал.

Мы решили свернуть организаторскую деятельность.

С нашими выступлениями дела тоже шли не особенно вдохновляюще. На это было две объективные причины.

Первая - качество. Напомню, что я все делала сама: писала, аранжировала, записывала, сводила. Будучи доморощенным музыкантом, да еще и довольно ленивым, я никогда толком ничего не доводила до конца: записала, скажем, гитару с несколькими лажами - ничего, и так сойдет. А уж что касается сведения треков, так тут вообще все было плачевно. Какие там к черту частоты, какая реверберация, какой мастеринг? Наложил побольше дисторшна - и нормально. Соответственно, звучали мы в лучших традициях первозданного индастриала: все жужжало, шипело, сливалось в единое неразборчивое месиво.

Эта проблема со временем более-менее решилась: я пошла на курсы звукорежиссуры (и вокала, кстати, тоже), а потом мы вообще стали платить деньги людям за сведение и мастеринг песен.

Но оставалась вторая загвоздка. Музыка, которую мы играли, как выяснилось, не очень-то вписывалась в рамки готической сцены. Может, это звучит самонадеянно, но в наших песнях было слишком много всего: я старалась впихнуть в одну композицию как можно больше ритмов, мелодий, смыслов. А готическая музыка - это одна цепляющая мелодия на весь трек, барабаны - чередование бас-бочки и малого 4/4, ну и парочка странных звуков. И в этом есть логика: все-таки на готические мероприятия люди приходили поплясать. Именно поэтому мы постоянно оказывались в странной ситуации: выходим на сцену, готы такие - о, две телочки, круто! И приготовились кибердэнсить. А мы как зафигачим соляк со сменой ритмов, и все думают: ой нет, мы лучше пойдем посидим пивка попьем. И зал пустел.

Неоднократно мы собственными ушами слышали, как люди, уходя с танцпола говорили: не, ну это, конечно, норм музыка, только уж больно сложная.

Мы не хотели быть сложными. Мы хотели нравиться людям.

Небольшая сноска: кибердэнс - отдельная болезнь готической тусовки. Сколько пародий и насмешек было на нее, и если вы однажды видела тру гота - с дредлоками, в маске-противогазе, драных колготах или широченных штанах с цепями, густо подведенными глазами - при этом лихо отплясающего кибердэнс, вы поймете, как это на самом деле забавно. Особенно когда ты стоишь на сцене, а перед тобой - вот это, и ты не понимаешь, плакать тебе или смеяться.

Была еще и такая неприятность: многие наши коллеги-музыканты вообще не владели инструментами, или же владели очень посредственно. И действительно, зачем им было нужно это умение? Они писали музыку на компьютере, приносили на выступления кучу оборудования (которым, скажу справедливости ради, мы просто не поняли бы, как пользоваться), при этом пуская минусовку с того же компьютера. И все, что им нужно было делать - это подкручивать рычажки на синтезаторах, периодически тыкать в какой-нибудь драм-пэд и вовремя переключать трек. Такой подход делал нам, двум дамам с классическим музыкальным образованием, в буквально смысле больно - учитывая, сколько времени мы тратили на разучивание партий, репетиции. Да нам еще и пить алкоголь перед концертом нельзя было, иначе ничего не сыграешь! Мы сидели трезвые и злые по полночи (все концерты-то были ночные) и, конечно, мы снова не выдерживали и начинали всем хамить.

Я, наверное, покажусь снобом с такими рассуждениями. И да, мы были в каком-то смысле снобами, но и вы поймите нас: мы искренне любили музыку, которую играли, и так же искренне не понимали, почему никто никак не хочет разделить нашу любовь к ней. А высокомерие за собой заметить всегда сложно.

Самым большим нашим достижением стал мини-тур по России вместе с американской панк-группой (да-да, мы уже просто не знали, к какому стилю приткнуться) Evil Beaver. Замечу, что в провинциальных городах нас принимали гораздо лучше: публика там более заинтересованная и дружелюбная, и, конечно, народу на концерты приходит больше. Одно время, например, Воронеж вообще был меккой готической сцены, и мы катались туда несколько раз в год, чтобы отыграть концерт и выпить портвейна “777”. Там даже проводился фестиваль Dark Entries (где, помимо прочего, играли очень крутые отечественные группы типа Purple Fog Side и Scofferlane; первые еще даже живы) и базировался лейбл Shadowplay Records.

Постепенно готическая тусовка в Москве, да и во всей России, скукоживалась. Даже на привозы таких некогда славных групп, как Hoicico или Blutengel, люди практически перестали ходить. Я бы сказала, дело в том, что сцена изжила себя: так рано или поздно бывает со всем, что развивается вширь, но в не вглубь. И если уж зарубежные гото-гуру перестали интересовать народ, что уж говорить об отечественных музыкантах.

Кое-кто из наших бывших коллег до сих пор играет в клубах перед жиденькой аудиторией, записывает альбомы, но все это происходит крайне редко. Да и нам не помог ни апгрейд звука, ни более сдержанная политика по отношению к окружающим. Такое ощущение, что андеграунд-сцена, независимо от жанра, в нашей стране просто развалилась (ну, или почти). Сегодня группы формата сообщества Motherland - сибирский постпанк, например - или то, о чем пишет “Афиша” (“Грибы”, Иван Дорн) - это уже не столько подпольная сцена, сколько состоявшиеся музыканты, имеющие возможность жить на заработки от концертов и нигде больше не работать. У нас было по-другому: мы и представить не могли, что музыкой можно зарабатывать. И мы всегда говорили, что будь у нас своя аудитория хотя бы человек в 50, регулярно слушающая и изредка посещающая концерты - нам бы хватило этого, чтобы продолжать. Хоть до бесконечности.

Но, видимо, это болотце оказалось слишком мелким и в конце концов пересохло. Показательно, что я практически не знаю никого, кто смог вылезти из трясины и перейти на новый этап. Остались только динозавры, вроде уже упомянутых Purple Fog Side. Но они, как говорится, были модными еще до того, как это стало модно, так что им можно. В этом апреле у них, кстати, даже выходит новый альбом, который лично я с удовольствием послушаю.

В общем, то ли готика подвела нас, то ли мы готику. Но не будем ныть. Это было отличное время, плодотворное и познавательное, без которого я сегодня не была бы собой. И я знаю, что многие мои товарищи - тоже. Всем дипи шмот!

Все фото из моего личного архива.

Только не расстраивайтесь сильно…

“Tainted Love” Soft Sell / Coil / Marilyn Manson

Кто только не делал кавер на эту песню! И каждый раз поклонники думали, что это - оригинал. Изначальная версия музыкального шедевра относится аж к 1964 году, и исполняла ее Глория Джонс. Кстати, ее версия прошла абсолютно незамеченной.

“I Will Always Love You” Уитни Хьюстон

Да-да, заглавная песня “Телохранителя” - тоже кавер. Оригинал принадлежит американской сингер-сонграйтерше Долли Партон.

“Hallelujah” Джефф Бакли

Только в ноябре прошлого года, когда умер Леонард Коэн, многие узнали, что эта душещипательная песня принадлежала ему, а не Джеффу Бакли. Последний лишь перепел ее для мультфильма “Шрек”.

“Nothing Compares 2 U”, The Family

Эту в свое время прожужжавшую всем уши песню написал великий Принс для своего сайд-проекта The Family.

“Save a Prayer” Eagles of Death Metal

Один из самых крутых и неожиданных каверов в нашем списке. Шалопаи и озорники Eagles of Death Metal создали потрясающую версию песни Duran Duran 1982 года.

“My Prerogative” Бритни Спирс

Мы запомнили эту песню благодаря шикарному клипу, ведь так? А сама композиция - кавер на сингл Бобби Брауна. Впрочем, она довольно сильно отличается от оригинала - как с музыкальной, так и смысловой точки зрения.

“Twist and Shout” The Beatles / The Who

Если вы задаетесь вопросом, кто же кого каверил - The Who “Битлов” или наоборот, не стоит: эта песня группы Top Notes. Мы не знаем, кто это, а вы?

“Hurt” Джонни Кэш

Иконический кавер. Даже фанаты американского кантри-певца уверены, что эта песня написана им самим: настолько она вписалась в репертуар Кэша. Однако оригинал сочинил Трент Резнор из Nine Inch Nails, и даже самые суровые поклонники индастриала до сих пор льют под него слезы на концертах NIN.

“Torn” Натали Имбрулья

Этот гремевший во второй половине 90-х хит, ставший пропуском Имбрульи в мир музыки, на самом деле - кавер на песню американской рок-группы Ednaswap.

“House of the Rising Sun”, The Animals

Происхождение этой песни доподлинно неизвестно, но то, что ее написали не The Animals - факт. Говорят, корни композиции уходят в среду английских иммигрантов 1800-х годов, приехавших в Новый Орлеан.

Источник: https://storia.me/ru/@anastasia.moth/sovremennaya-muzyka-awqav/kak-umerla-russkaya-podpolnaya-tusovka-muzykantov-gotov-2pov3d