«Анатомия убийства», «Птицы», «Центр бури», «Вестсайдская история» — Сол Басс подавал кинофильмы как заманчивые деликатесы. Этот американец, работавший с Хичкоком и Скорсезе, Кубриком и Премингером, первым придумал превращать титры в мини-шедевры, а в изображения на киноафишах будто помещал сжатую пружину действия. Вашему вниманию — большая подборка постеров Сола Басса.
За более чем сорок лет активного творчества в сфере киноиндустрии Сол Басс (Saul Bass, 1920 — 1996) не просто создал большое количество работ для фильмов всемирно известных режиссеров. Обладая уникальным видением сути вещей и оригинальной творческой манерой, он создал новый визуальный язык в эстетике рекламы — лаконичный, хлесткий, выразительный, вызывающий эмоциональный отклик.
У истоков его профессиональной карьеры — получение базового художественного образования в манхэттенской школе искусств Art Students League of New York и посещение классов венгерского художника, дизайнера — новатора Дьёрдя Кепеша при Бруклинском колледже. Пара удачных проектов — и Сола берут на постоянную работу в нью-йоркский офис Warner Bros.
Отсчет профессиональных свершений дизайнера ведут с 1954 года, когда кинорежиссер Отто Премингер пришел в восторг от постера Сола Басса, созданного для его музыкального фильма «Кармен Джонс». Премингер тут же предложил поработать над вступительной заставкой. 34-летний Басс подошел к вопросу совершенно по-новому, рассматривая вступления и финальные титры как самостоятельную творческую единицу. Новаторский подход ошеломил публику и профессионалов. В дальнейшем Сол Басс в своих «опенингах» комбинировал живые съемки с мультипликацией, придумывал множество визуальных трюков: движущиеся полосы, буквы, «собирающиеся» в слова… Наиболее известные работы Сола Басса — заставки к фильмам «Человек с золотой рукой», «Головокружение», «К северу через северо-запад», «Психо», «Анатомия убийства», «Вестсайдская история». Не отстают по известности и постеры мастера к этим и многим другим фильмам — тема этого материала.
Некоторые постеры Сола Басса в хронологическом порядке
Интересный факт: начиная с 1955 года с Бассом сотрудничает дизайнер Элейн Макатура (Elaine Makatura). После совместной работы над титрами к «Спартаку» пара поженилась. С этой поры Элейн участвует в творческом процессе супруга, в меньшей степени — после появления детей. Документальный фильм, принесший Бассу «Оскара», — также совместная работа двух мастеров.
«Работа? Это лишь серьезная игра!» — говорил Сол Басс. С ней мы встречаемся постоянно и в наши дни: мастер создал яркое визуальное направление, которому следуют как фаны, рисующие постеры «Звездных Войн» и «Игры Престолов» в манере Басса, так и профессионалы, создающие титры к нынешним фильмам и сериалам.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru