Найти тему
Истории из жизни

Самый нелепый музыкальный стиль в мире, и кто воспринимает его всерьез

Лет десять назад весь интернет хихикал над мемом (хотя, кажется, тогда еще такого понятия не было) – печатной машинкой для пауэр-металлиста. Там было всего чуть более полудюжины клавиш со словами: «воин», «дракон», «убивать», «сталь», «сражаться», «меч» и так далее. Еще там была клавиша «!!!».

Этот мем передает всю суть такого замечательного стиля, как пауэр-метал. Но замечателен он далеко не только своей лирикой.

История

Родоначальниками стиля считаются хэви-металлисты вроде Judas Priest и Iron Maiden. Соответственно, зарождение пауэра произошло примерно в 70-80-х годах. Первыми группами, по отношению к которым применили такое понятие, как пауэр-метал, стали Virgin Steele, Blind Guardian и Manowar (о последних мы еще поговорим отдельно). До России, как водится, волна дошла в 90-х годах: вспомним группы «Арктида» и «Эпидемия».

Изначально пауэр-метал – это нечто среднее между хэви, трэшем и спид-металлом: скоростной, бодрый, тяжелый музон с текстами, посвященными фэнтезийной тематике. Со временем появилось множество ответвлений: музыканты стали экспериментировать с синтезаторами и даже оркестрами, расширять тематическую составляющую, уходить в фолк и прогрессив-рок.

Что смешного

Казалось бы, стиль богатый и разнообразный, с историей. Что смешного-то? Но с пауэр-металлом все получилось, как и со многими другими стилями: одна группа прославилась особенно, стала лицом стиля, и именно по ней многие его судят. Это, конечно, неправильно, но ничего с этим уже не поделаешь.

И группа эта – Manowar. Тут-то и начинается гомерический хохот. Хотя Википедия сообщает нам, что они играют хэви, на самом деле это самый настоящий пауэр-метал во всех худших смыслах слова. Эти американски красавцы на сцене уже почти сорок лет – и все никак не угомонятся. Они позиционируют себя как супербрутальные мужчины, настоящие «короли металла». Помню, в нежном подростковом возрасте я посмотрела засценные съемки их турне и была шокирована: они каждую секунду орали нечто вроде «МЕТАЛ! МЫ ЖЖЕМ! ВСЕ ТЕЛКИ НАШИ! МЫ КОРОЛИ! УАААА!!!», появлялись на публике исключительно в компании толп полуобнаженных женщин, а пальцы их рук, кажется, застыли в вечной «козе». Отдельная тема – их внешний вид: странно наблюдать за мужиками, считающими себя воинами и королями и при этом одетыми в кожаные трусы в обтяжку и с волосатой грудью, кокетливо выглядывающей из-под кожаной же безрукавки.

Такое самомнение можно было бы простить, если бы ему соответствовало качество музыки. Но нет. За десятилетия карьеры Manowar и не подумали прогрессировать: они как рубили зубодробительные соляки, как пели о победах над врагами металла, ковали метал с пафосными и предсказуемыми гармониями, так и продолжают до сих пор. Посмотрите хотя бы на названия их альбомов: «Battle Hymns», «Kings of Metal», «Warriors of the World», «Gods of War», «The Lord of Steel». Каково разнообразие?

Полное отсутствие самоиронии и помпезность Manowar не помешали им завоевать миллионы фанатов по всему миру. Их концерты пользуются популярностью, диски раскупают, им в любви признаются многие музыканты. В чем их феномен? Наверное, в беспрецедентной самоуверенности. Может, в энергетике. Во всех этих «мы постоянно живем во имя тру металла». Может, они просто отличные бизнесмены, занявшие свою нишу и не желающие уходить, пока не выжмут из нее все до последней капли. Ответ на этот вопрос можно было бы получить, взглянув на их преданных фанатов. Я встречала нескольких: это были толстые, закомплексованные девочки с непричесанными волосами и необщительные парни. А еще – вполне состоявшиеся в жизни люди, создавшие семьи, с хорошей работой, вполне адекватные… До тех пор, пока речь не заходит о «борьбе за метал». И это очень странно. Никакой закономерности.

Пародии

Не я одна в недоумении. В сети можно найти немало обсуждений, где люди пытаются понять: Manowar – шуточная группа или нет. В прессе появлялись статьи из серии «Manowar – короли комедии». А уж сколько гениальных пародий на них делали! Итальянцы даже создали группу, которая занимается исключительно насмешками над Manowar – называется она Nanowar.

Как бы то ни было, Manowar подарили мне немало приятных моментов. Уже несколько лет у меня на будильнике стоит их песня «Warriors of the World» (кстати, именно на нее создано больше всего пародий), которая каждое утро заставляет меня хихикать и поднимает настроение. А еще мы с товарищами любим играть в игру «Делай глоток алкоголя каждый раз, когда в песне Manowar встречается слово «метал».

Фото с deathmetal.org

Трент Резнор, бессменный лидер и движущая сила (тут вставляем эпитет, который вам больше по вкусу: легендарной, великой, культовой) группы Nine Inch Nails, давно уже ведет себя чудаковато. Не будем обсуждать его личную жизнь (его подтверждающая все стереотипы об азиатках как о машинах для производства детей жена, бывшая порнозвезда и псевдомузыкант – тема для отдельного едкого поста), нас сейчас интересует музыкальная сфера.

Еще осенью прошлого года Резнор пообещал фанатам, что конец 2016-го и 2017-й станут богатыми на новинки от NIN. Все обрадовались и стали ждать новый лонгплей. Но не тут-то было. Резнор сделал ход конем (хотя, скорее, пешкой) и объявил, что полноформатника не будет, а будут выпущенные с разницей в несколько месяцев три ЕР. Чем оправдывается такое решение? По мне, так лишь желанием заработать побольше денег и нехваткой музыкальных идей. Выход каждой ЕР, конечно, сопровождается новым артом, версиями на виниле, новым мёрчем – в общем, каждый раз преданные фанаты готовы будут раскошелиться.

Также NIN выпустили несколько переизданий старых альбомов – видимо, чтобы заработать еще бабла. Кто-нибудь вообще слушает переиздания?

Несколько лет назад NIN поехали в мировой тур под названием «Wave Goodbye», как бы намекая, что они прощаются с публикой. И момент был выбран отлично: в 2008 году вышел альбом «The Slip», который был все еще хорош (не так хорош, как предыдущий «Year Zero», но его вообще можно считать чуть ли не кульминацией творчества группы). Уже тогда начали проявляться признаки упадка: например, Резнор женился на филиппинке Мэриквин Мэндиг, которая раньше пела – и пела не слишком впечатляюще – в никому не известной группе (West Indian Girl), и создал с ней странный проект под названием How To Destroy Angels. По звучанию это были те же NIN, по текстам – типичный Резнор (хотя супружеская чета утверждала, что лирику писала Мэриквин), но по музыкальному содержанию все было печально. Лишенные развития песни, тупая долбежка, элементарные гармонии, слащавое пианино… В общем, слушалось это с трудом.

Впрочем, оставалась надежда на то, что тлен не перекинется на NIN, ибо группа вроде как завершила свое существование. Резнор увлекся написанием саундтреков (его музыка к фильму «Социальная сеть» получила «Золотой глобус» и «Оскара»), и все было хорошо. Но в 2013 вышел альбом «Hesitation Marks». Я бы назвала альбом мертворожденным: он не был ни плохим, ни хорошим, он был никаким. Такой альбом могла написать любая электронно-гитарная группа средней руки. Великими группам не пристало выпускать такие записи: их работы должны вызывать эмоции и чувства, пусть и негативные.

А потом пришли вести о первой из серии трех ЕР «Not The Actual Events». Если вы не знакомы с творчеством NIN или знакомы не очень хорошо, но планируете это сделать, умоляю вас: не начинайте слушать группу с этой записи, а лучше вообще пропустите ее! И вторую, вышедшую на днях «Add Violence», тоже. Это Трент выдохшийся, исписавшийся, но при этом бодрящийся, старающийся быть модным. Тут есть все приемчики, которые он использовал лет 15 назад (тогда это еще было в новинку и круто, сейчас – нет): жирные синтезаторные басы, потустороннее невнятное бормотание, постепенно переходящая в цифровые помехи мелодия, хлесткие рифмы типа «silence - violence», запоминающиеся риффы грязнющей гитары… Сплошные дежавю и клише. Сколько же можно?!

А самое поразительное, что отзывы критики на оба релиза были положительными и даже восторженными. Рецензенты писали, что «мы получили от Резнора именно то, чего ожидали». Но разве это хорошо? Зачем топтаться на месте несколько лет подряд, если можно с честью уйти, так и оставшись в памяти людей новаторами, заново открывшими индастриал, а не копирующим самого себя занудой, машиной по зарабатыванию денег? Трент, кажется, ностальгирует по старым временам, упивается своим былым величием... Но такой вид ностальгии нет нужды выносить на публику.

В искренность текстов Трента теперь верится с трудом. Раньше он был тощим задерганным молодым человеком с многочисленными зависимостями, проблемами с общением и самооценкой, и его песни о боли, отчаянии, ненависти к себе и злобе по отношению к окружающему миру были честными, пропущенными через себя. Теперь слышать о таких проблемах от счастливо женатого и успешного во всех смыслах качка странно и даже забавно.

Удивительно, но, скажем, издание Rolling Stone поставило «Add Violence» 4 звезды и 5, а критик Drowned in Sound дал 8 баллов из 10.

Сейчас NIN активно дают концерты, и было бы интересно посмотреть, что они представляют из себя на сцене. Но мне кажется, что ничего хорошего: я сужу по концертному видео из последнего сезона сериала «Твин Пикс», где NIN появились в роли самих себя и исполнили песню «She’s Gone Away». Трент выглядит молодящимся рокером, рядом непонятно зачем стоит его жена (вроде как стучит в тамбурин и что-то подпевает, но расслышать трудно), а музыканты, играющие вживую партии, которые по-хорошему можно просто зациклить, так как они практически не меняются в течение всей песни, смотрятся утомленными и даже немного пристыженными.

Я долгие годы считала NIN лучшей группой, восхищалась Резнором и постоянно слушала и переслушивала их. Наверное, мне просто стоит вычеркнуть из памяти все, что творила группа, начиная с 2013 года, и продолжать делать вид, будто они остановились на «The Slip».

Чего и вам желаю.

Фото с nin.com

По матерьялам https://storia.me/ru/@anastasia.moth/sovremennaya-muzyka-awqav/samyi-nelepyi-muzykalnyi-stil-v-mire-i-kto-vosprinimaet-ego-vserez-ll2bj