Найти тему
Истории из жизни

«Политика нужно судить по делам», или что говорят россияне о женщинах-политиках

В нашем обществе все еще сильно распространены сексистские представления об общественном устройстве: женщины должны готовить, убирать и воспитывать детей, а мужчины – приносить деньги в семью. Тем не менее можно предположить, что Россия готова к тому, чтобы страну возглавила женщина. Об этом свидетельствует ряд исследований о женщине в политике, которые я проводила в рамках одной из избирательных кампаний. Ранее я уже писала о том, что думают женщины о женщинах-политиках, и кого из них вспоминают адекватно. В этой серии я хочу подробнее рассказать о том, что говорили участники исследований о женщинах-политиках в России.

Фокус-групп как метод исследований

В рамках исследований мы опросили ряд фокус-групп с жителями пяти районов Москвы. Главный принцип фокус-группы — свободная дискуссия на заранее определенные темы. Обсуждение ведет профессиональный модератор, который не позволяет участникам «растекаться мыслью по древу», но помогает лучше раскрыть свои мысли. До начала фокус-группы с участниками оговариваются лишь общие темы, которые будут обсуждаться во время дискуссии, например выборы, политика и проблемы района. Участники нашего исследования заранее не знали, что обсуждать будут именно женщин в политике. Обсуждение велось не в смешанных группах, а отдельно с мужчинами и женщинами — такой формат был продиктован самой темой дискуссии.

Стоило модератору только поднять тему женщин в политике, как мужчины сразу говорили, что «политика нужно судить по делам», но совершенных женщинами-политиками дел им вспомнить так и не удалось. Женщины этот мотив тоже обсуждали, но лишь вскользь. Более важным для них оказалась внешность: «женщина-политик должна выглядеть хорошо, но не вызывающе», — говорили они. Дополнительно женщины выделяли значимость натуральной красоты, воли и умения управлять. Особенно важным оказался вопрос самостоятельности. Как говорила одна из участниц фокус-группы: «Хотелось бы видеть, что «в политику женщина попала не потому, что со всеми спит, а потому, что сама может отстоять свою позицию, умеет властвовать и не скандалит».

Интриги, о которых говорят в обществе, вовсе не смущают женщин — скорее, они им нравятся. А вот скандалы с участием женщины-политика вызывают однозначно негативную реакцию. Это хорошо прослеживается в их реакциях на Тимошенко, Волочкову и Кабаеву.

Схожую негативную реакцию на скандалы высказывали и мужчины. И совершенно новой и значимой темой, которую не затрагивали женщины в своих обсуждениях, оказался патриотизм. Женщина-политик, по мнению мужчин, должна не сильно критиковать существующую власть, но при этом не быть ведомой. Именно в этом, как они считают, и заключается патриотизм.

Президентская кампания 2018 года

В последнее время в новостях все чаще появляются сюжеты о Валентине Матвиенко. То она выступает перед президентами России и Беларуси на заседании Высшего Госсовета Союзного государства с просьбой отменить роуминг на территории обеих стран «по аналогии того, как это сделано в ЕС, где отменен роуминг для всех стран, входящих в Евросоюз». То на заседании Совета Федерации обрушивается с критикой на спорный законопроект об отмене бесплатного провоза багажа. Создается такое впечатление, что Матвиенко тоже готовится к президентским выборам 2018 года.

Будет ли Матвиенко баллотироваться на выборах 2018 года от партии или как самовыдвиженец? И с кем она будет конкурировать? Одновременное участие в выборах Валентины Матвиенко и Владимира Путина почти невозможно. Ведь ставить спойлером третьего человека страны стратегически неоправданно и нелогично. Возможно, Матвиенко и есть тот самый преемник, о котором в последнее время столько говорят. Тогда у президентских выборов 2018 года есть все шансы стать по-настоящему конкурентными и увлекательными.  

175 тысяч болтов, 1.2 километра стального каната, 55 тысяч литров антикоррозийной краски, еще несколько десятков впечатляющих чисел – 31 июля 2017 года завершилась сборка автодорожной арки Керченского моста, который соединит Крым с остальной Россией, а точнее, Керченский и Таманский полуострова.

Конечно, в будущем представится немало поводов еще раз порассуждать об одной из самых масштабных строек страны – впереди официальное открытие, первые водители, не стоявшие в многочасовой очереди на паром и, в конце концов, монтаж железнодорожной арки. Но. При одном упоминании Крыма у людей, склонных к политическому и экономическому анализу, в голове щелкает тумблер. Одни находят десятки плюсов и не видят минусов, говорят о развитии портов Кавказ и Тамань, о туристической привлекательности, об исторической надобности. Другие вспоминают фамилии главных подрядчиков и их друзей, говорят о шаткости положения с юридической точки зрения – как самого строительства, так и всего полуострова. Редкая тема вызывает настолько противоположные эмоции и мнения.

В разное время возможность постройки моста между Керченским и Таманским полуостровами рассматривали приверженцы совершенно несовместимых и даже враждебных идей и идеологий. Николай II, Гитлер, Сталин, Янукович с Медведевым... Возможно, внимание к Керченской переправе – единственное, при обсуждении чего эти люди могут быть перечислены через запятую.

Планам последнего российского царя помешала Первая мировая война. Во время Великой Отечественной немцы организовали через пролив канатную дорогу с пропускной способностью до тысячи тонн грузов в сутки; в планы Гитлера входило и строительство полноценного моста. Почти сразу после освобождения Крыма от фашистов был возведен железнодорожный мост, просуществовавший, впрочем, лишь одну зиму. В новейшее время президенты России и братской (на тот момент) Украины вели переговоры о совместном строительстве постоянной переправы. Не сложилось.

Теперь можно с уверенностью сказать, что сложится. Что мост будет построен и простоит не один десяток зим. Станут ближе не только два полуострова, но миллионы людей, их потенциальные дети и потенциальные дети потенциальных детей. Разве имеет значение, какого цвета будут их паспорта? Каждому конкретному человеку не надо будет ждать своей очереди на паром, каждой конкретной транспортной компании не надо будет делать крюк в сотни километров. Будет сэкономлено бесценное время. Важны ли поводы и мотивы, по которым строительство наконец началось и наконец подходит к завершению?

Проекты, создающие связи между людьми, находятся вне времени и вне политики. В долгосрочной перспективе они принадлежат не отдельным странам, но всему человечеству. Так что сейчас можно с уверенностью сказать: «הגשר הזה הוא שלנו», «Kēia alahaka o mākou», «Αυτή η γέφυρα είναι μας», «Diese Brücke ist unsere», «This bridge is ours», «Цей міст наш» и, конечно же, «Этот мост наш». А остальное – вторично.

По матерьялам https://storia.me/ru/@camilagrrr/polemika-1be4jz/politika-nuzhno-sudit-po-delam-ili-chto-govoryat-rossiyane-o-zhenshhinakh-politikakh-4gx1ob