Найти тему
Истории из жизни

Борьба с борьбой с борьбой

В Эстонии памятник советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне, перенесли из центра столицы на периферийное кладбище в 2007 году. Массовый снос бронзовых Лениных на Украине пришелся на 2014 год. Теперь волна декоммунизации накрыла Польшу: не так давно президент республики подписал закон, предусматривающий демонтаж почти пятисот памятников, бюстов и табличек, оставшихся с советских времен.

Казалось бы, ничего удивительного: очередной поединок с собственной историей. Ну, перевернется Джордж Оруэлл в гробу ещё раз, ему не привыкать. Когда страна ничего не может решать в настоящем, её лидеры стараются изменить прошлое. Товарищей Ленина и Сталина в Польше уже давно не найти, а вот памятники советским воинам-освободителям встречаются — с ними и было решено бороться. Не уничтожать, но переносить с заметных мест в музейные запасники. Красные оккупанты и всё такое... Интересно, что бы об этом подумали три миллиона польских евреев, практически полностью уничтоженных в Холокост.

Впрочем, это не так интересно, как реакция России. Совет Федерации предложил ограничить сотрудничество с Варшавой и ввести персональные санкции в отношении разработавших закон о сносе советских памятников членов Сейма. Получается, мы боремся с тем, что Польша борется с борцами с фашизмом. Борьба с борьбой с борьбой!

Да, минус (фашисты) на плюс (советские воины) на минус (польские законотворцы) на плюс (наш ответ) дают плюс. Но до каких пор это будет продолжаться? До каких пор ветхозаветное «око за око» будет превалировать над «подставь другую щеку» из Нового Завета? Безусловно, свои интересы можно и нужно защищать в любой точке мира. Но есть ли наш интерес в том, чтобы сохранялось единственно правильное почтительное отношение к воинам-победителям в чужой стране? Да, обидно за державу, но пусть это станет поводом для еще более бережного отношения к Победе у себя дома. Соседи же вольны распоряжаться советским наследием как им угодно.

Действительно, у Польши есть основания испытывать негатив по отношению к России и в лице империи, и в лице Советского Союза, но точно не из-за освобождения от фашистских захватчиков. Как ребенок обижается на родителей за то, что ему не дали погладить бешеную собаку, так и официальная Варшава с семидесятилетним опозданием обижается на воинов-освободителей. С другой стороны, на своих ошибках дети учатся быстрее всего – главное, чтобы цена обучения не оказалось слишком высокой.

Йога давно превратилась в едва ли не обязательное хобби для жителей больших и маленьких городов Запада. Йога в том виде, в котором мы, жители Европы и Америки, её знаем, — йога из фитнес-центров, йога в видеокурсах.

С одной стороны такие занятия, как считается, полезны для физической формы — что отвечает нашему запросу на идеальное тело и стремлению оставлять в своей жизни только рациональное и полезное. С другой, занятия йогой проходят по разряду духовной практики, хоть и своего рода в «фастфуд» варианте. Можно не вникать в учения вроде индуизма или буддизма, достаточно жонглировать словами «чакры», «карма», «энергия» и называть медитацией сидение в определённой позе в фантазиях о том, что ты находишься сейчас где-то далеко, в очень спокойном месте. О, сколько духовности чувствует офисный работник, называя гимнастическую позицию тем же самым словом, но на санскрите!

Как же появилось то, что мы сейчас называем йогой? В книге «Тело йоги: истоки современной постуральной практики» йог-практик и доктор философии Марк Синглтон утверждает, что современная хатха-йога (та самая йога-гимнастика, которой увлекается половина мира) имеет во многом западное происхождение. Появилась она в годы британского владычества над Индией, когда индийцы свели знакомство с европейской гимнастикой. Однако из-за господствовавших среди них националистических настроений они не просто переняли увиденное, но доработали английские гимнастические упражнения в местном духе — так родилась та хатха-йога, которую мы знаем.

Несмотря на богатейшие традиции индийского изобразительного искусства и все богатство письменных памятников, никакие комплексы древних физических упражнений до нас не дошли — что уже само по себе свидетельствует в пользу теории Синглтона. Всё, что называлось до того в Индии йогой, представляло собой мистико-философские учения на базе местных религиозных воззрений. Упражнения, практикуемые мистиками-йогами, были очень немногочисленны. Отчасти они были призваны выманить у удивленного зрителя подаяние, отчасти — позволяли через «ломку» тела достигать изменённого состояния сознания (для чего дополнительно использовались интересные вещества). Но никаких сложных комплексов упражнений все же не было.

Позднее в Европе и США изначальные упражнения хатха-йоги получили дальнейшее развитие в рамках, скажем так, авторских стилей доморощенных гуру. К 1990-м годам это стало предметом бурных обсуждений — вплоть до призывов вообще перестать называть «белую» йогу-гимнастику йогой.

Таким образом, никакой многовековой истории и философии за гимнастическими позициями – даже если они называются асанами – не стоит. А как же сопутствующая теория? Разговоры о чакрах и прочая духовность? Самих индийцев они приводят в раздражение — для них это искажённый пересказ даже не собственно индийских верований и концепций, а некоторый набор извлечённых из них элементов, которые переврали под девизом уважения к индийской культуре. Обезьянничать, оскорбляя религиозные чувства — очень, очень интересное уважение!

Даже практические аспекты йоги, её физическая польза — миф. Травматологи и терапевты могут многое рассказать о последствиях, которые многие такие зрелищные позиции могут иметь для связок шеи или сосудов мозга (вплоть до инсультов). А попытки разрабатывать гибкость с помощью йоги зачастую заканчиваются грыжей позвоночника. Иной тренер может даже рекомендовать постоянно промывать нос солёной водой, что вызывает повреждение слизистой, или даже ставить каждый день клизму, что губительно для кишечника. Никаких надежных исследований, свидетельствующих о том, что йога улучшает здоровье и позволяет дольше жить, нет.

Журналист Уильям Броуд в своей нашумевшей статье «Как йога может разрушить ваше тело» рассказывает, ссылаясь на знаменитого тренера Гленна Блэка, что занятия йогой опасны. По мнению самого Блэка, без серьёзного риска йогой могут заниматься только люди в хорошей физической форме. Что согласуется с опытом индийских мистиков: ни разу европейским наблюдателям не удавалось увидеть среди стоящих на голове кудесников ребёнка, женщину или дряхлого старика.

Хотя отечественные врачи не называют йогу вредной для здоровья практикой, они постоянно указывают на широкий спектр противопоказаний к занятиям. В западных медицинских журналах публиковались статьи о конкретных последствиях интенсивных занятий йогой для организма. Так, например, ещё в 1972 году британский нейрофизиолог Ричи Рассел посвятил побочным эффектам йоги целую статью, в которой выделял потенциальный вред от упражнений на развитие гибкости шеи, которые иногда могут приводить даже к инсульту. Но никто из тренеров не предупредит вас о таких рисках и не даст совета, как их избежать. Выглядит не очень честно.

Желающих припадать к духовности через упражнения, вдохновленных европейской гимнастикой, я все равно не отговорю. И чужих религиозных чувств мне тоже не жалко. Я просто хочу порекомендовать быть внимательнее к выбору тренера, состоянию своего позвоночника, связок шеи и поясниц, сосудов головы. Всем – здоровья.

По матерьялам https://storia.me/ru/@lev.inozemtsev/polemika-1be4jz/borba-s-borboi-s-borboi-34takj