Найти тему
Истории из жизни

Обратная сторона славы: душевные болезни знаменитостей

Депрессия может одолеть даже самых успешных и красивых людей планеты, а биполярное расстройство нередко довлеет над талантами и гениями. Есть ли связь между творческими профессиями, которые влекут за собой славу, и склонностью к психическим заболеваниям?

О биполярном расстройстве нам на прошлой неделе напомнила певица Шинейд О’Коннор, выложившая на фейсбук душераздирающее видео с признанием, что она страдает этим заболеванием. Звезда 90-х сидела в номере богом забытого мотеля где-то на окраине Нью-Джерси и молила, чтобы кто-нибудь забрал ее оттуда. Из-за болезни Шинейд лишили опеки над сыном. Теперь она в одиночестве пытается побороть практически неизлечимую болезнь.

Впервые это заболевание описали французские психиатры Байярже и Фабре в конце XIX века. Изначально болезнь называли маниакально-депрессивным психозом, пока в 1990-х годах Всемирная организация здравоохранения не порекомендовала употреблять более нейтральный термин, который бы не так стигматизировал пациентов: «биполярно-аффективное расстройство» (БАР).

Болезнь проявляется в двух противоположных фазах: маниакальной и депрессивной. В маниакальной фазе больные БАР легко возбудимы, испытывают эйфорию и способны на необдуманные и даже безумные поступки: вложить деньги в рискованный проект, отправиться бродяжничать, поджечь свой дом. Когда же наступает фаза депрессии, они могут не помнить, что делали в состоянии маниакального психоза. Больные почти ничего не едят, теряют интерес к жизни, постоянно испытывают тоску и тревогу, иногда могут даже попытаться покончить с собой. По оценкам специалистов, от БАР страдают от 2 до 4% населения США; в России — около 1%. По статистике, риск заболеть выше в молодом возрасте – до сорока лет.

Биполярным расстройством болеют многие звезды Голливуда. Такой диагноз поставили Кэтрин Зете-Джонс, Жан-Клоду Ван Дамму, Джиму Керри, Бену Стиллеру, Мелу Гибсону и Дрю Берримор. Симптомы БАР находили также у Наполеона, Ван Гога, Бетховена — хотя, разумеется, всем этим диагнозам, поставленным задним числом, особого доверия нет.

Еще одно крайне распространенное заболевание, мучающее талантливых людей, – депрессия. Оно может одолеть даже самого благополучного и счастливого на вид человека, кумира миллионов. К примеру, Мэрилин Монро так и не смогла справиться с гнетущей тоской, в итоге умерев от передозировки транквилизаторов. А вот Анджелина Джоли показала в такой же ситуации недюжинную силу духа. Чего только она не пережила — измены мужа, нервный срыв и анорексию, смерть матери, двойную мастэктомию, попытку развода… Но после всего этого актриса нашла в себе силы выбраться из трясины депрессии. Теперь Анджелина здорова и даже передумала разводиться с Брэдом Питтом.

Анорексия — недуг, который часто одолевает женщин независимо от того, снимаются ли они в Голливуде или работают официантками. Вместе с булимией она относится к психическим заболеваниям, а точнее – к расстройствам пищевого поведения.

Нервная анорексия сопровождается патологическим снижением веса и страхом перед ожирением. Страдающие ею девушки искаженно воспринимают собственное отражение в зеркале, отказываются от еды или вызывают у себя рвоту после того, как съели что-то вредное, и чересчур много тренируются. Через этот ад прошла певица Деми Ловато, кумир сегодняшних подростков. Ей удалось покончить с анорексией благодаря долгим месяцам лечения в реабилитационном центре.

Булимия – это неконтролируемый прием пищи с последующим избавлением от нее при помощи рвоты. Ею страдала всеми любимая принцесса Диана, которая тщательно скрывала свой недуг от прессы. Предположительно, болели булимией король рок-н-ролла Элвис Пресли и секс-символ 1960-х модель Твигги.

Современная психиатрия научилась справляться с душевными болезнями: доктора стараются дать пациентам информацию и поддержку, в которой они нуждаются. Знаменитости больше не скрывают свои болезни и делятся переживаниями с многомиллионной аудиторией, находя отклик в сердцах людей и даря надежду тем, кто столкнулся с такими же проблемами. Так, для многих больных БАР путеводной звездой стал фильм английского комика и писателя Стивена Фрая «Безумная депрессия со Стивеном Фраем» и книги психиатра Кей Джеймисон, которая тоже страдает биполярным расстройством.

Ученые из Каролинского института Стокгольма установили четкую связь между творческими профессиями и склонностью к психическим заболеваниям. По данным их исследования, риску заболеть биполярно-аффективным расстройством больше всего подвержены писатели, танцоры и фотографы. А литераторы вдвое чаще совершают попытки суицида, нежели представители более прагматичных профессий. 

Наши родители с детства учили нас правильно и грамотно выстраивать свою жизнь. Но почему нас никто не предупредил, что они сами зачастую ничего в ней не понимают? Взрослый – не значит умный, взрослый – не значит заслуживающий уважения.

Даже если отец все детство был героем в твоих глазах, он может оказаться ничего не смыслящим в своем деле специалистом, который не получит повышение и к шестидесяти годам. А мама, чьих советов ты всегда слушалась, когда дело касалось свиданий с мальчишками, и вовсе подала заявление на развод. Сказка, в которую ты верила, закончилась так же резко и нелепо, как и тогда, когда ты случайно увидела, что Дед Мороз отклеил бороду после праздника и оказался дядей Сережей из соседней квартиры.

С самого детства нам настойчиво объясняют в школе, по телевизору, в СМИ, что мы должны слушаться взрослых, проявлять уважение к старшим и не спорить с теми, кто с высоты прожитых лет считает, что знает лучше. Подозрение, что родители понимают и знают далеко не все, в первый раз закрадывается в твою голову в переходном возрасте. Каждому подростку кажется, что взрослые никогда не сталкивались с подобными проблемами, и то, что в их глазах видится маленькой лужей, для подростка — океан, из которого невозможно выплыть.

Но рано или поздно – с наименьшими потерями или большой драмой – период подростковых скандалов и истерик заканчивается. Теперь мы сами взрослые люди со сформировавшимся мнением, уже давно не зависим от семьи в материальном плане, но все равно продолжаем рассчитывать на родительское одобрение. Мы спрашиваем их советов относительно выбора работы, спутника жизни и даже воспитания собственных детей. Но так ли это правильно? Ведь принимать советы следует только от того, чью жизнь ты хотел бы повторить в точности. А хотелось бы тебе выплачивать кредит, взятый на образование ребенка, и в свободное от трех работ время выяснять отношения с бывшим супругом?

Нужно уметь сказать «нет» родителям, судьбу которых ты не хочешь повторять – вне зависимости от того, сколько усилий они вложили в твое воспитание и развитие. Это ведь был их выбор, их решения, которые в ряде случаев были в корне неверны. Если ты столкнулся с суровой реальностью и пониманием, что жизнь горячо любимых родителей не идеальна, не спеши судить их. Просто раз и навсегда перестань прислушиваться к их мнению в тех вопросах, в которых они не компетентны. Избегай вопросительных интонаций в обсуждениях своих дел и планов, будь непоколебим в принятых решениях. Родители всегда будут давать советы и никогда не перестанут оценивать твои поступки. Это нормально, но нужно раз и навсегда объяснить им, что в твоей жизни они отныне сторонние наблюдатели, а не эксперты. У тебя должна быть возможность наделать собственных ошибок и столкнуться с их последствиями. Просто постарайся не забыть об этом через 20 лет, когда твои собственные дети не захотят прислушаться к твоему мнению.

По матерьялам https://storia.me/ru/@lena.shakuto/psikhologiya-i-otnosheniya-lyudei-pkaqv/obratnaya-storona-slavy-dushevnye-bolezni-znamenitostei-dco0v