Финская компания HMD Global, выпускающая устройства под брендом Nokia, наконец-то показала новый смартфон Nokia 8. Он станет самым дорогим и одновременно самым мощным телефоном в линейке компании.
5,3-дюймовый IPS-дисплей с разрешением 2560 на 1440 точек новой модели защищен противоударным стеклом Gorilla Glass 5. На передней панели находится кнопка «домой» со встроенным сканером отпечатков пальцев. Цельнометаллический корпус доступен в четырех цветах: глянцевый медный, глянцевый синий, матовый синий и матовый стальной.
На задней панели располагается двойная камера с разрешением 13 мегапикселей, состоящая из цветного и монохромного сенсоров, — аналогичный комплект имеется у китайского смартфона Huawei P10. Помимо этого, камера обладает фазовым автофокусом, инфракрасным дальномером и двухтоновой вспышкой. Одной из фишек новой модели стала возможность вести трансляцию на Facebook или Youtube одновременно и с фронтальной, и с основной камеры. Кроме того, Nokia 8 стала первым флагманом на базе Android с профессиональной немецкой оптикой Zeiss.
Разработчики встроили в смартфон функцию Nokia OZO Audio для записи объемного звука. Как сообщают в прессе, это тоже можно будет использовать в живых трансляциях.
Nokia 8 получит новейший процессор Snapdragon 835 от Qualcomm, 4 гигабайта оперативной памяти и 64 гигабайта постоянной, которую можно будет расширить с помощью microSD-карт. На первых флагманах будет стоять операционная система Android 7.11, которая со времен обновится до Android O, как только она станет доступна.
Новая модель поступит в продажу в России 1 сентября и будет стоить около 40 тысяч рублей.Nokia 8: первый взгляд на новый флагман на базе Android
Десятилетиями лучшие криптографы мира бьются над расшифровкой рукописи Войнича, и ни один из них так и не смог приблизиться к разгадке тайны. Ученым до сих пор неизвестно, действительно ли это средневековый манускрипт или же чья-то искусная мистификация.
В 1912 году, разбирая на вилле Мондрагоне сундуки с книгами из собрания ученого-иезуита Афанасия Кирхера, антиквар и коллекционер Вильфрид Войнич обнаружил загадочную рукопись. Текст был написан на неизвестном языке какими-то невиданными буквами и сопровождался диковинными иллюстрациями людей, растений, природных явлений и небесных тел. Выкупив книгу у иезуитов, Войнич сделал несколько фотокопий и разослал их исследователям для расшифровки. Однако ни специалисты по древним языкам, ни биологи, ни астрономы не смогли ничего понять.
Рукопись Войнича насчитывает 240 страниц, на ее обложке нет ни надписей, ни рисунков. Пробелы в нумерации указывают на то, что часть страниц была утеряна еще до приобретения коллекционером, — всего их должно быть не менее 272. На основе иллюстраций в книге выделяют шесть разделов: ботанический, астрономический, биологический, фармацевтический, космологический и раздел рецептов. Там встречаются и изображения причудливых, неизвестных науке растений, и звездные диаграммы с загадочным смыслом, и нагие женщины, купающиеся в прудах и протоках, которые, переплетаясь, принимают форму человеческих органов.
Круговая звездная диаграмма. Пространство вокруг Солнца поделено на 17 секций, внутри каждой из которых находятся по 2-3 звезды.
Алфавит, которым написан текст манускрипта, состоит из 20-25 букв. Исключение составляют лишь несколько десятков знаков, которые встречаются в рукописи всего один-два раза. Широкие пробелы между символами разбивают текст на «слова» разной длины. В книге также можно найти удвоенные и утроенные «слова» — такие встречаются, например, в китайском и японском языках.
Из-за того, что алфавит в книге не похож ни на один из известных сегодня, о содержании текста можно судить исключительно по рисункам. Одни исследователи предполагают, что рукопись Войнича — это средневековый травник. Другие считают, что она имеет связь с алхимией. Третьи и вовсе думают, что это гениальная фальшивка, созданная неизвестным мистификатором. Однако кто автор рукописи – никому не известно.
Когда книга попала в руки Войнича, он нашел под обложкой сопроводительное письмо жившего в XVII веке чешского ученого Йоханнеса Маркуса Марци. Со слов своего друга Рафаэля Мнишовского тот сообщал, что труд мог быть написан Роджером Бэконом — знаменитым английским философом и естествоиспытателем XIII века. Несмотря на то, что сам Марци в письме «воздерживался от суждений относительно этого», Войнич воспринял утверждение всерьез.
Женщины, купающиеся в озерах
Столетие спустя, уже в наше время, радиоуглеродный анализ показал, что пергамент, на котором сделаны записи, был изготовлен между 1401 и 1438 годами — Бэкон к тому моменту уже больше века покоился в могиле. Тем не менее датировка не позволила исключить других кандидатов на авторство. Так, создание манускрипта приписывалось и Марци, и Мнишовскому, которые жили в XVII веке, и даже самому Войничу, но ни одна из этих теорий не получила подтверждения. Некоторые исследователи даже полагают, что над текстом могли работать от двух до восьми писцов.
Теоретически вычислять автора книги было бы проще, если бы мы могли ее прочитать. Однако многие ученые безуспешно бьются над расшифровкой текста уже не первое столетие. Самые ранние свидетельства таких попыток были обнаружены лет 10 назад, когда исследователь Рене Зандберген нашел в архивах письмо пражского алхимика Георга Бареша, датируемое XVII веком. Оказалось, что Бареш посвятил расшифровке таинственной рукописи пару десятилетий. Отчаявшись, он отправил несколько страниц манускрипта в Рим Кирхеру. Ученейший иезуит заинтересовался книгой и попытался убедить Бареша прислать ему оригинал, однако тот отказался.
После смерти Бареша книга досталась его другу Марци, письмо которого как раз обнаружил Войнич. О том, добился ли покойный владелец рукописи успехов в расшифровке, ничего не известно, однако после его смерти книга была забыта почти на три века.
В 1919 году исследованием книги занялся криптограф и профессор философии Университета Пенсильвании Уильям Ньюболд. Как и Бареш, он посвятил рукописи последние годы своей жизни. В 1921 году Ньюболд опубликовал результаты своих изысканий. Возможно, безукоризненная репутация профессора вместе с напряженным ожиданием разгадки и привели к тому, что предложенная им расшифровка сначала почти не встретила критики.
Ньюболд решил, что строка на последней странице, написанная менее аккуратным почерком, чем весь остальной текст, — ключ. Рассмотрев ее под лупой, он пришел к выводу, что каждая буква состоит из отдельных штрихов, а символы, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд, на самом деле несут разный смысл — это сочетания нескольких букв. Эти сочетания Ньюболд разбил на пары и заменил их на буквы латинского алфавита, которые им якобы соответствуют. Более того, получившиеся слова, по мнению профессора, были анаграммами.
Такой метод позволил Ньюболду реконструировать латинский текст рукописи, который криптограф провозгласил вершиной творчества Роджера Бэкона. Конечно, тогда он еще не знал ни о каком радиоуглеродном анализе, поэтому был убежден, что Бэкон обладал знаниями, опередившими свое время. В рукописи якобы говорилось о строении органов и клеток человека, о затмении Солнца и о структуре туманности Андромеды.
В 1931 году, через пять лет после смерти Ньюмана, его выводы были полностью дискредитированы. Британский криптолог Джон Мэнли продемонстрировал, что, используя метод профессора, можно превратить текст Войнича фактически в любое желаемое сообщение.
С тех пор книгу пробовали на зуб многие специалисты-криптологи — Уильям Фридмен, известный тем, что в 1940 году взломал код японского министерства иностранных дел PURPLE, британец Джон Тилтмен, считавшийся одним из лучших криптологов времен Второй мировой. Многие утверждали, что это подделка.
В пользу того, что рукопись Войнича – не бессмыслица, говорит анализ физика-теоретика Марчело Монтемурро. Несколько лет назад он выяснил, что текст подчиняется закону Ципфа, который статистически описывает встречаемость слов в естественных языках: если все слова любого текста расположить по мере убывания частоты их использования, то эта частота окажется обратно пропорциональной их порядковому номеру в списке (например, второе слово в таком списке будет встречаться в два раза реже, чем первое, а четвертое — уже в четыре раза). Даже сейчас создать компьютерный алгоритм, который сгенерирует подходящий под правило язык, весьма непросто — что уж говорить о XV веке, когда этот закон даже не был сформулирован.
Пока исследователям удалось идентифицировать лишь несколько иллюстраций из загадочной рукописи: пару знаков зодиака, анютины глазки, папоротник адиантум, лилию, чертополох, можжевельник, кориандр, морозник, василек и чернушку посевную. Тем не менее энтузиасты засыпают электронную почту Библиотеки Бейнеке, где хранится рукопись Войнича, письмами о том, что им удалось понять сообщение старинного текста.
Фотографии: Beinecke Rare Book & Manuscript Library
По матерьялам https://storia.me/ru/@kristina.kirsten/nauka-i-tekhnologii-3hnlal/nokia-8-pervyi-vzglyad-na-novyi-flagman-na-baze-android-3bni1v