Почти всё в Москве всегда было дороже и современнее, чем в остальной России. Наземный транспорт — не исключение. Трамваи, автобусы и троллейбусы столицы функционируют отлично, — но какова цена? А главное, может ли Москва позволить себе платить по таким счетам?
Ещё несколько лет назад чистотой вагонов и частотой поездок похвастаться могло только метро: даже пятиминутный перерыв в следовании поездов всегда был нонсенсом для большинства линий подземки. Наземным же видам общественного транспорта гордиться было совершенно нечем. Типичная ситуация: к остановке раз в час подходила вереница из трёх-четырёх автобусов одного и того же маршрута. Автобусов, надо сказать, обклеенных третьесортной рекламой, и со ступеньками, покорение которых достойно какого-нибудь юношеского разряда по скалолазанию.
С тех пор многое изменилось: бортовая реклама сменилась фирменным синим фоном с белыми волнами «Мосгортранса», транспорт стал ходить часто и регулярно. Кто бы что ни говорил о коррупции в мэрии, о закупках лип и укладках плит, добираться из точки А в точку Б на общественном транспорте стало быстрее, надёжнее и приятнее. Для того чтобы оценить это, достаточно выехать за пределы столицы и попытаться вернуться обратно. А ведь так, как обстоят дела в области сегодня, было в центре вчера.
О том, что городской бюджет Москвы непомерно велик, что на одну только иллюминацию тратится бюджет небольшого субъекта РФ, сказано уже и ещё будет сказано очень много. Обычно рассуждения о зажравшихся москвичах ведут незажравшиеся немосквичи. Но не пора ли и жителям столицы задуматься о том, насколько целесообразны расходы на получаемые ими крохи комфорта?
Даже в час пик многие трамваи и автобусы оказываются в лучшем случае полупустыми. Да, среднестатистическому москвичу не надо ждать лишние три минуты, ежедневно бороться с социофобией и выдавать бессмертное: «На следующей выходите?» Но стоит ли сэкономленное время и пара сохранённых нервных клеток затрат, связанных с лишней машиной на маршруте: зарплат водителя и операторов, энергоносителей, износа оборудования?..
Всё познаётся в сравнении. Это именно тот случай, когда надо вспомнить и про липы и про плиты, и про чайные ложки по 15 тысяч рублей за штуку, закупленные на государственные деньги для государственной «Роснефти». В сопоставлении с такими расходами несколько лишних рублей за комфортную поездку не жалко отдать и автовладельцу, достающему «Тройку» по большим праздникам. Так уж сложилось, что Россия — богатая страна, вот только богатства очень редко доходят до формальных владельцев её недр — до народа. Если же такое происходит, остаётся только порадоваться. Кто знает, когда в следующий раз деньги дойдут до простых людей, а не до простых уточек за трёхметровым забором?
Перед учеными постоянно стоит выбор: читать чужие статьи легально за огромные деньги или искать бреши в рядах защитников авторских прав. Финансирование науки даже в развитых странах зачастую остаётся более чем скромным, так что выбор, по сути своей, сводится не к «легально или нелегально», а к «работать или не работать».
Любая, даже самая инновационная и революционная научная работа имеет под собой фундамент из предыдущих исследований. Для сколько-нибудь серьёзной работы необходим доступ как минимум к десяткам, а чаще к сотням статей. Статей, написанных представителями лабораторий, разбросанных по всем странам «первого» и «второго» миров.
Большинство сложностей, связанных с этническим и географическим многообразием авторов научных трудов, уже разрешено. Интернет стер границы между государствами, английский, ставший де-факто научным лингва франка, убрал границы языковые. Казалось бы, учёным остается работать и радоваться. Казалось бы.
На деле доступ к научным знаниям всё ещё значительно затруднен. Большая (с любым ударением) часть актуальных статей — платные, причем речь идёт о значительных суммах: 30–50 евро за штуку. Открытым для всех желающих остаётся только «абстракт» — краткий пересказ статьи, которого вполне хватит журналисту для инфоповода, но точно не будет достаточно для серьезной работы. Случается, что удаётся найти открытую публикацию, но качество их чаще всего оставляет желать лучшего.
Выпуск научного журнала стоит немалых денег. А деньги можно получить тремя путями: от читателей, от авторов и, наконец, от государства. Последние два варианта реализуются значительно реже, но, действительно, некоторые журналы существуют за счёт авторов, платящих примерно 1000 евро за публикацию своей статьи. Как ни удивительно, это не мусорные издания, рассказывающие про память воды и прочие вечные двигатели, а серьёзные журналы, следящие за своей репутацией. Редакторы знают, что в хороших грантах на исследования отдельно прописывается пункт «на публикации», ведь так сложилось, что количество цитирований — один из немногих наглядных критериев оценки научной работы.
Как же быть простому российскому (бразильскому, индийскому, китайскому, сирийскому и т. д.) учёному, на месячную зарплату которого можно прочитать несколько десятков статей? Подавляющее большинство отечественных институтов не может позволить себе подписку на зарубежные издания, а хорошая статья на русском языке — огромная редкость. Простому российскому учёному остается одно — собраться с духом и «спиратить», то есть бесплатно скачать нужную платную статью, на Sci-Hub (sci-hub.io). Сначала это кажется чем-то странным, но к хорошему, а тем более бесплатному, привыкнуть не сложно. Sci-Hub предоставляет бесплатный доступ ко всем появляющимся и к большинству существующих статей. Законно ли это? На западе, где к копирайту относятся весьма и весьма почтительно, это незаконно совсем. Правильно ли это? Конечно.
Ограничение доступа к научным работам со стороны издательств препятствует деятельности всех научных лабораторий, групп и институтов, за исключением самых богатых. Да, «лучшим спортсменам — лучший инвентарь», — но вот только достижения в этом «спорте» принадлежат не конкретным личностям, но всему человечеству. Простому же российскому учёному ни в коем случае нельзя отвлекаться на угрызения совести из-за пиратства — нужно спокойно и бесплатно скачивать необходимые статьи, а там, глядишь, и цены станут доступными. Другой вопрос, упадёт ли стоимость статей или вырастет зарплата простого российского учёного?
По матерьялам https://storia.me/ru/@lev.inozemtsev/polemika-1be4jz/svoi-chuzhie-transportnye-raskhody-2gvudz