Найти в Дзене
Soyuz.ru

Что послушать в сентябре

Оглавление

14 важных альбомов месяца: от Майли Сайрус до Ринго Старра.

25 августа – день окончания издательских каникул у всех без исключений фирм грамзаписи, и поэтому вполне ожидаемо явление в первый же месяц и даже день осени немалого числа самых разностилевых альбомов. Именно разнообразие стилей при стабильно высоком качестве – вот то, чем отличаются отобранные нами важнейшие рок- и поп-работы сентября этого года.

-2

1 сентября

LCD Soundsystem “American Dream”

-3

Первая работа Джеймса Мёрфи (James Murphy) и его пёстрой команды за семь лет, записанная после роспуска и воссоединения LCD Soundsystem – это именно то, чего ждут от коллектива. Эффектные электронные партии, нужное нагнетание страсти в вокальных мелодиях, и вся эта «экспрессия большого современного города» – здесь есть всё, что нужно поклоннику, условно говоря, большой современной музыки. Причем музыканты никого не обманывают и ничего не скрывают – все коммерческие преимущества явлены слушателю в первом же треке “Oh Baby”. Но притом, что никакой, совершенно никакой новизны “American Dream” не несёт, критика дружно объявляет его «самым крепко собранным и просто лучшим» альбомом из четырёх наличных полноразмерных творений группы. Явная причина этих восторгов – невероятно тщательная продюсерская работа Джеймса с собственными клавишными партиями и значительно возросшая мелодраматичность его же вокальной подачи. По-хорошему, перед нами не просто отличный альбом, но в некотором смысле эталон умной и нескучной музыки XXI века.

-4

Orchestral Manoeuvres In The Dark “The Punishment Of Luxury”

-5

«Оркестровые манёвры в темноте» всегда маневрируют и к месту, и ко времени: именно тоталитарного электро-попа остро не хватает современному человечеству, измученному политической нестабильностью похлестче, чем в 80-е, и обратившему эту нестабильность в музыкальный (точнее, содержательный) тренд. Пол Хэмфрис (Paul Humphreys) и Энди МакКласки (Andy McClusky) бодро маршируют вперёд, ныне беря на себя все продюсерские обязанности и в результате радующие нас самым простым по аранжировкам и в то же время наиболее мелодичным альбомом со времён собственного реюниона в 2006 году. Если верить музыкантам, на сей раз их задачей было «соединение тоскливой ностальгии по 80-м и освоения новых музыкальных территорий». По словам Энди, «на новом альбоме мы смогли создать прекрасные песни из неинтересного материала, то есть из повторяющихся ритмических паттернов – и это потому, что мы ничего не можем с собой поделать и всегда пишем запоминающиеся мелодии». Текстовые темы альбома также стандартны для дуэта – подчинение человека машинам и упомянутая мировая нестабильность, куда ж без неё. Как говорили в своё время – отличный альбом для танцев в тени атомного гриба, и прибавить к этому определению нечего.

-6

Paradise Lost “Medusa”

-7

Главный условно экстремальный состав Великобритании последней четверти века заявляет о путешествии в собственное музыкальное прошлое уже лет десять, а то как бы и не больше, однако все последние студийные работы Paradise Lost гораздо больше напоминали не об андеграундной молодости группы, а о своеобразном, в меру атмосферном подходе к классике Black Sabbath 70-х годов. Но на сей раз лидер группы, гитарист Грег Макинтош (Greg Mackintosh) решительно заявил, что новый альбом «будет гораздо более медленным по темпу и думовым и сладжевым по звучанию, нежели всё, что мы записывали до этого. Если вам нужны параллели – лично для меня эта работа располагается по звучанию между нашим дебютом “Lost Paradise” (1990) и альбомом “Gothic” (1991)». Ему же принадлежит определение “Medusa” как «сборника восьми риффовых монстров чисто североанглийской тоски». Судя по уже опубликованным в Интернете трекам, дело именно так и обстоит. Но для тех, кто привык выбирать альбомы по обложкам, здесь таится некоторый обман: нет, Paradise Lost вовсе не заиграли ретро-дум, и теперь совсем не похожи на Black Sabbath!

-8

8 сентября

Tori Amos “Native Invader”

-9

Для англо-американцев каждый новый альбом Тори Эймос – это едва ли не в первую очередь важное общественное или даже политическое заявление, для нас же – просто сборник хороших песен. То же и на этот раз: источниками вдохновения самой умной певицы Америки при создании материала “Native Invader” послужили путешествие её семьи в горы Смоки-Маунтинс, смерть матери и результат президентской кампании в США. То есть при этих условиях можно было бы и не дождаться хороших песен, но Тори ныне понимает, что заявления нужно обязательно отделять от музыки. В результате мы имеем альбом, слушающийся пришельцем из иной эпохи: невероятно для 2017 года, но в этих совершенно мэйнстримовых привольных пьесах не сыскать никаких модностей в звучании. Будет справедливо сказать, что именно сейчас Тори максимально приблизилась к тому, чтобы полностью оправдать когда-то присвоенное ей звание «американской Кэйт Буш» (Kate Bush). Эту догадку подтверждает и внезапный новый издательский контракт певицы с компанией Decca, занимающейся сейчас практически исключительно классической музыкой. По-видимому, мечта жизни Тори сбылась: ей, американке, удалось записать максимально не по-американски звучащую работу.

-10

The National “Sleep Well Beast”

-11

Квинтет The National из Цинциннати вроде бы и стал для массы американских поклонников если не новыми R.E.M., то почти наверняка эдакой сильно национальной версией U2 – однако предыдущий альбом “Trouble Will Find Me” (2013) оказался общественно порицаем за выверенность аранжировочной формы и эмоциональную одномерность. Зато “Sleep Well Beast” ещё до своего выхода в свет подаётся как настоящий триумф: новая работа действительно впитала лучшие элементы заокеанского коммерческого нойз-рока и коммерческого пост-панка – местами музыканты развивают серьёзные некоммерческие скорости исполнения песенного материала. Но при этом куда как богаче и эмоциональнее стала работа с фоновой электроникой, а аранжировки пары номеров новинки вообще построены вокруг партий фортепиано. Плюс, конечно, совершенно необходимые в наше время для американской рок-группы политически озабоченные тексты песен. Так что создаётся законное впечатление, что этой осенью вокалиста Мэтта Бернингера (Matt Berninger) и его коллег ждёт переход в статус стадионных героев – благо во всём остальном мире таковой статус уже почти достигнут. Ибо, невзирая на известную неброскость, “Sleep Well Beast” – стопроцентно американский рок-альбом, для создания которого музыкантам необходимо родиться и вырасти в США.

-12

Sparks “Hippopotamus”

-13

Покуда американские эксперты на полном серьёзе всё ещё спорят, какой же материал исполняет Sparks – арт-рок (!) или «футурист-поп», нестареющие браться Мэелы, клавишник Рон (Ron Mael) и вокалист Рассел (Russell Mael), продолжают дело своей жизни, шокируя широкую публику и радуя поклонников издевательством над всеми и всяческими современными (и не очень) поп-музыкальными клише. Согласно весьма распространённому мнению, дуэт с момента выпуска альбома “Lil’ Beethoven” (2002) находится в отличной творческой форме, и “Hippopotamus” полностью подтверждает эту жизненную гипотезу. Не имеет никакого значения, что Sparks не выпускали альбомов с 2009 года (если не считать совместного с Franz Ferdinand альбома “FFS”, вышедшего в 2015 году) – их музыка по-прежнему не имеет аналогов в мире рок-н-ролла и поп-музыки, она жива, как скажут критики, «кинематографична» и, оснащенная абсурдистскими текстами, предельно не скучна. Естественно, для тех, кто способен воспринимать её одновременно и как самоценный продукт, и как то самое издевательство. “Hippopotamus” – отличная иллюстрация к высказыванию Рассела Мэела из недавнего интервью: «Я никогда не понимал, отчего музыканты пишут песни, которые и до них были написаны миллион раз. Ведь жизнь так коротка!» С таким подходом и замечательными, как всегда, названиями песен вроде “Edith Piaf (Said It Better Than Me)”, “So Tell Me Mrs. Lincoln Aside From That How Was The Play?” и “When You’re A French Director” новинка от Sparks – один из самых ожидаемых альбомов этой осени.

-14

Threshold “Legends Of The Shires”

-15

Последний на сегодняшний день студийный альбом «британского ответа на Dream Theater», уилтширского секстета Threshold “For The Journey” (2014) являл собой, вы уж извините, полнейший музыкальный формализм в рамках собственного уникального звучания группы, немало расстроивший её поклонников. Поэтому неудивительно, что от следующей работы группы никто ничего особенного не ждал, и к тому же после записи нового материала состав в третий раз (!) покинул вокалист Дэмиан Уильсон (Damian Wilson), которого заменил Глинн Морган (Glynn Morgan, экс-Mindfeed). Глинн некогда пел на альбоме Threshold “Psychedelicatessen” (1994) и мини-концертнике Livedelica” (1995), а также принимал участие в работе над сингловым боксом “Paradox – The Singles Collection” (2010). Невзирая на известную сложность замены, на уже выложенных на YouTube видеоклипах Threshold показали себя вновь в отличной форме – в материал группы вернулся, как ни парадоксально, его ранний нерв, а изрядная длина некоторых номеров совершенно не расстраивает слушателя: такая музыка имеет право быть вечной. Тем более что в наше скептическое время музыканты Threshold замахнулись на эпический студийный альбом – его длина превышает 83 минуты, и он является первым студийным двойником в дискографии состава. Конечно, британские эксперты и дальше откажутся признавать Threshold великой имперской группой, но что “Legends Of The Shires” – один из кандидатов на звание «альбома года», сомнению не подлежит.

-16

15 сентября

Foo Fighters “Concrete And Gold”

-17

Для миллионов юных поклонников в Америке, да и за её пределами, группа бывшего барабанщика Nirvana Дэйва Грола (Dave Grohl) The Foo Fighters – синоним самого понятия «рок-н-ролл». Да и сам Дэйв апеллирует к героическим именам и утверждает, что его задачей было записать работу, которая звучит как «кавер-версия альбома The Beatles “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” (1967) в исполнении Motörhead». Плюс, конечно масса разговоров о «самых звёздных гостях в мире» и «столкновении хард-роковой динамики и лирики». В первом случае, по слухам, в записи “Concrete And Gold” принял участие сам Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), вроде бы записавший партии ударных для пары номеров, а звуковое «столкновение» обеспечивал популярный ныне продюсер Грег Кёрстин (Greg Kurstin), работавший ранее с массой поп-артистов до Адель (Adele) включительно. Однако, несмотря на долгую работу над песнями (как-никак Дэйву надо было лечить сломанную ногу) взрослому неамериканцу и непоклоннику The Foo Fighters будет трудно полюбить и этот альбом – технические и энергетические умения Дэйва и его коллег явно превосходят их таланты композиторов. То есть радоваться под эту музыку на концерте уместно, «громко – это приятно», а вот внимать ей в домашней обстановке… Впрочем, шумный успех новой работе абсолютно гарантирован вне зависимости от чьего-либо мнения.

Ringo Starr “Give More Love”

-18

Что может быть лучше старых альбомов «самого незаметного из The Beatles»? Только его новый альбом! Справивший в июле своё 77-летие Ринго Старр возвращается с работой того сорта, которая просто обязан доставить радость истинным битломанам, а вместе в ними – и широким слушателям, не обязанным знать, где заканчивается рок-н-ролл и начинается поп-музыка. Материал привычен и для Ринго, и для меломанов со стажем – но позволим уподобить альбомы мэтра байкам старого друга, которые ты слышал уже миллион раз, а они всё равно по-старому интересны. Тем более, что в студийном рассказывании музыкальных баек на сей раз приняли участие такие сильно не последние персонажи, как Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), Джо Уолш (Joe Walsh – Eagles, экс-James Gang), Эдгар Уинтер (Edgar Winter), лидер Toto Стив Лукатер (Steve Lukather), Питер Фрэмптон (Peter Frampton) и Тимоти Би Шмит (Timothy B. Schmit – Eagles). Понятно, что такое сотрудничество стало следствием работы ряда этих звёзд в различных концертных составах Ринго Ringo Satrr & His All-Starr Band. Позитивный консерватизм работы усугублен еще и наличием на альбоме четырёх бонус-треков – новых версий пьес Ринго “Back Off Boogaloo”, “You Can’t Fight Lighting” и “Photograph” и битловского номера “Don’t Pass Me By”.

-19

22 сентября

Fergie “Double Dutchess”

-20

«Нечего говорить – надо показывать!» Профильные и не очень СМИ в полном восторге, что бывшая вокалистка состава The Black Eyed Peas выпускает не просто второй сольный альбом, а «визуальный альбом», и его рекламная кампания в Интернете и специальных приложениях для мобильных устройств приносит пользователю просто терабайты провокативных фотографий полуголой крупненькой артистки. Ну а что послушать? Если судить по уже представленным видеоклипам, новинка отступает от постулатов самопровозглашённого «культурного хип-хопа», некогда провозглашённого Ферджи на дебютном сольнике “The Dutchess” (2006) – “Double Dutchess” являет собой сборник номеров, стандартных для мэйнстримового хип-хопа 2010-х, сверхвысококачественно спродюсированных, но бедных собственно на около- и просто музыкальные идеи. Одномерность материала в сочетании с богатым звуком, конечно, позитивно шокирует – но вряд ли этот шок распространится далее экспертного сообщества. Рядового слушателя – при условии, что он разбирается в хип-хопе – куда больше порадует тот факт, что с певицей на альбоме сотрудничают такие звёзды стиля, как Ники Минаж (Nicki Minaj), Рик Росс (Rick Ross) и Уай-Джи (YG), а также сын Ферджи Эксл Джек (Axl Jack). Так что альбом вполне вписывается в общеупотребительную формулу «не надо унывать – приглашаем танцевать», однако это ни в коем случае не спасёт физические носители с ним от скорой уценки и наклеек с надписью “Final 50c”.

-21

The Killers “Wonderful Wonderful”

-22

Люди, до сих пор представляющие The Killers как выразителей идей чьей-то молодости, могут и разочароваться в их пятом альбоме. Ведь фронтмен группы Брэндон Флауэрс (Brandon Flowers) смело заявил, что причина нынешнего упадка рок-музыки заключается в том, что современные группы не оправдывают ожиданий тех слушателей, которые являются их поклонниками. Заявление, конечно, глобальное, но на “Wonderful Wonderful” The Killers и вправду обратились в совершенно мэйнстримовый рок-состав с материалом, ориентированным на слушателя, давно перешагнувшего 21-летний рубеж. Чего стоит только выбор продюсера – им стал Джекнайф Ли (Jacknife Lee), порекомендованный музыкантам лично Боно (Bono) из U2. Результат уже ёмко описан в рецензии бриатнского журнала Q: «гладкий инди-поповый альбом с отполированным и сияющим звуком, схожим с только что построенным в Лас-Вегасе небоскрёбом». За этими восторгами пока не слышны голоса американских экспертов, открыто сравнивающих новее песни сынов Невады с Fleetwood Mac середины 70-х и Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), куда ж без него. Так что открыто ожидаемое от The Killers превращение в королей FM-эфира – дело несомненное и, судя по всему, весьма скорое. Да и присутствие бывшего лидера Dire Straits Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в роли гостя на записи пьесы “Have All the Songs Been Written?” говорит о многом.

-23

29 сентября

Miley Cyrus “Younger Now”

-24

После того, как статус поп-иконы достигнут совершенно немузыкальными, но визуальными подвигами, можно продолжать быть провокативной, но при этом подавать публике однозначно трактуемые послания: на обложке своего шестого альбома Майли Сайрус предстаёт перед нами в облике Элвиса Пресли (Elvis Presley) образца примерно 1968 года. Естественно для артистки, для который Элвис был и остался кумиром №1, но одновременно и заявление о том, что все вершины покорены, и почти в 25 лет пора перебираться в совершенно взрослый мэйнстрим. Позади остались заигрывания с хип-хопом и тин-попом времён альбома “Bangerz” (2013) и ненужные психоделические извращения в компании лидера The Flaming Lips Уэйна Койна (Wayne Coyne), запечатлённые на “Miley Cyrus & Her Dead Petz” (2015). Альбом “Younger Now” пугающе нормален – даже его рекламная кампания обходится без упоминаний громких имён продюсеров и гостей, и все больше напирает на личностные свойства Майли и её приверженность семейным ценностям. Потому извинительно, что собственно музыкальный материал получился слишком обыкновенным и предсказуемым, тем более для американской артистки, и вряд ли обречённым на нечеловеческий успех за пределами собственно США и Канады. Ведь свои предсказуемые поп-звёзды в каждой стране есть… В любом случае отрадно, что медиа-треск и неумные PR-кампании у Майли закончились, уступив место спокойной профессиональной работе, выразителем какового процесса и стал “Younger Now”.

-25

Hurts “Desire”

-26

Коль скоро дуэт Hurts в составе вокалиста Тео Хатчкрафта (Theo Hutchcraft) и мультиинструменталиста Адама Андерсона (Adam Anderson) явился на британскую сцену с недвусмысленными заявлениями о своей миссии спасителей синти-попа в тот момент, когда никаких молодых конкурентов и рядом не стояло, то со своей задачей он справился на 2000%, не меньше. То есть ничего из ряда вон выходящего Hurts не делали ни в плане музыки, ни в плане её раскрутки не делали, честно следуя по стопам таких национальных величин, как Soft Cell и Pet Shop Boys – но эта простота в конце концов принесла им не только удивительную по нашим временам популярность в Старом Свете, но и совместные работы с Кайли Миноуг (Kylie Minogue) и Сэром Элтоном Джоном (Elton John). Четвёртый альбом Hurts, судя по наличествующему в сети материалу, не станет ни неожиданностью, ни откровением, а просто вновь откажется крепкой работой с песнями для всех и каждого, если только этот «каждый» не подвержен влияниям неуместных загогулин музыкальной моды. Отрадно, что выпуск “Desire” будет сопровождаться выступлениями Hurts и в России. Что же касается скандального видеоклипа к пьесе “Beautiful Ones”, то когда это британский синти-поп и проблемы сексуальных меньшинств не были связаны друг с другом?

-27

UFO “The Salentino Cuts”

-28

В разнообразной дискографии южнолондонских алкогольных ветеранов хард-рокового фронта по нынешним временам не хватало именно что модного сборника любимых песен, сиречь кавер-альбома – но вот и он на подходе. Примечательно, что в связи с до сих пор ненормально высокой популярностью UFO именно в США “The Salentino Cuts” только там и выходит – сведений об издании альбома на иных территориях пока не обнаружены. Что же касается содержательной стороны альбома, то о ней лучше всего сказал нынешний гитарист UFO Винни Мур (Vinnie Moore – экс-Vicious Rumours): «Я рос с этими песнями, и я играл пьесы Робина Трауэра (Robin Trower) и ZZ Top просто миллион раз – почему же их не сыграть еще раз, но в студии?» Помимо кавер-версий уже упомянутых артистов, в “The Salentino Cuts” войдут версии классических треков Yardbirds, The Doors, Джона Мелленкампа (John Mellencamp), Montrose, Mountain и Билла Уизерса (Bill Withers). Надо думать, что профессионалы не подкачают, невзирая на несколько подсевший на последних записях голос бессменного вокалиста группы Фила Могга (Phil Mogg) и в общем-то обыденный и предсказуемый трек-лист. Очень жаль, что по вечному разгильдяйству как самой группы, так и её нынешних издателей, ни одна из этих кавер-версий пока не представлена в Интернете.