Найти тему
RuDorogi

Поездка на машине на Алтай: перевал Кату-Ярык

Оглавление

Итак, представлюсь: я счастливая совладелица замечательной машинки Honda Fit 2012 года выпуска. Прошлым летом, а именно в июле 2016 года, она отпраздновала четырехлетие и чувствовала себя просто отлично. Поэтому мы с мужем поддались на уговоры друзей, которые еще с Нового года обрабатывали нас на предмет поездки в любимый Горный Алтай, куда мы выбираемся каждое лето. Но в этот раз мы поехали в совершенно новое и неизведанное место — на перевал Кату-Ярык.

Справка: перевал — это спуск с крутизной около 70%, длиной 3500 и высотой 800 метров. Как гласит Википедия, Кату-Ярык может покорить только транспорт высокой проходимости.

Кату-Ярык во всей красе

Но на тот момент мы Википедию не читали, поэтому спокойно собрались в увлекательное путешествие. К слову, у друзей достаточно мощная Toyota Vista 4 WD, и перевал Кату-Ярык они уже штурмовали.

Начало путешествия и знаки свыше

После обеда 28 июля 2016 года мы отправились в дорогу из города Барнаул. План был таков: проехать максимально возможное расстояние до темноты и остановиться на ночлег на одной из баз в Горном Алтае.

Как только мы выехали на трассу Р256 "Чуйский тракт" (бывш. М52, которая идет от Новосибирска через Новоалтайск, далее в Бийск и до самой Монголии, погода начала резко портиться. Налетел ветер, небо почернело, стало темно, как ночью. Поэтому мы остановились в комплексе "Облепиха", который находится на развязке Бийск - Барнаул - Новосибирск. Пропустили по стаканчику кофе (от 60 рублей за стаканчик) и переждали быстрый дождик. Кто едет издалека, может там остановиться на ночлег. Комплекс большой, новый и довольно современный.

-2

Надвигалась буря

Небо развеялось, и мы с радостным воплем "Горизонт чист!" расселись по машинам и поехали. Кто знал, ведь это, возможно, был знак свыше — дальше нас ждало много приключений.

Первая ночевка — где остановиться?

Дорога до Бийска хорошая, двухполосная, часто встречаются АЗС и кафе для перекуса. Заправиться на "Газпроме" можно неподалеку от Барнаула, не доезжая до села Полковниково (это родина второго космонавта, Германа Титова, там находится отличный музей, поэтому, если есть время, рекомендую посетить). Следующая АЗС с голубым огоньком — на повороте в село Троицкое, там же находится "Роснефть".

До Бийска доехали часа за полтора (это 140 км от развязки). Здесь находится кафе "Сибирская охота", где готовят вкусный шашлык по вполне вменяемым ценам. Город стоит объехать по новой дороге, она уходит налево: покрытие отличное и никаких пробок. После Бийска берем курс на Горно-Алтайск (на многих знаках указано — на Ташанту, но не стоит бояться, мы свернем раньше).

-3

Местные помехи

За первый день мы проехали:

  • Сростки, где обязательно нужно остановиться и съесть их фирменные пирожки размером с лошадиную голову. Если позволяет время, можно посетить гору Пикет, памятник Василию Шукшину и его музей, а при желании — переночевать за 2200 р. в крохотных номерах "Калины Красной".
  • Манжерок с его канатной дорогой и горнолыжным комплексом, который неактуален в летнее время. Но на канатке прокатиться очень интересно, как и подняться на гору, посетить хижину шамана и завязать ленточку на дереве желаний.
  • Барангол — неподалеку расположены Тавдинские пещеры, куда водят экскурсии, это место заслуживает внимания.
-4

Спокойная природа правого берега

Когда добрались до Усть-Семы, начало смеркаться, поэтому мы остановились на первой попавшейся базе. Инфраструктура Горного Алтая по правому берегу Катуни вплоть до Чемала построена таким образом, что путник не останется без ночлега. Все буквально усыпано базами, свободный спуск к воде сложно.

-5

Первая база

Мы сняли деревянный домик за 800 рублей/ночь с 1 двуспальной кроватью, бросили там большой надувной матрац и рухнули спать. На ужин был шашлык, который мы привезли и пожарили. Практически на всех эконом-базах не кормят, питание нужно брать либо с собой, либо покупать в кафе.

Проездом по достопримечательностям: как заставить себя спрятать фотоаппарат и продолжить движение?

Утром мы немного вернулись обратно и по мосту пересекли Катунь. Цивилизация начинает отступать под натиском природы. Здесь все отличается от "обжитого" правого берега. Даже горы другие — скалистые, суровые, мощные. Описывать их можно бесконечно, лучше посмотреть фотографии.

-6
-7

Горные дороги Алтая

Мы проехали Семинский перевал (здесь базарчик с местной продукцией и копченый хариус) и перевал Чике-Таман (всем на смотровую площадку — дух захватывает!).

-8

Подъем на Чике-Таман

Сфотографировались с памятником Кольке Снегиреву в виде автомобиля АМО (обязательно прочитайте текст песни на постаменте — берет за душу).

-9

Памятник — начало песни

Полюбовались на слияние Катуни и Чуи, где смешивается вода разных оттенков.

-10

Слияние Чуи и Катуни

Еще потрепали по щечкам каменных баб, которых кто-то зачем-то вкопал несколько тысяч лет назад. Да, на остановки уходит много времени, но побывать в Горном Алтае и не осмотреть то, что создала природа — это преступление!

-11

Крутые спуски и подъемы

Путь до села Акташ, где мы свернули налево, занял с 8 до 15 часов с учетом остановок. Неподалеку от развязки есть АЗС — здесь обязательно нужно заправиться, так как дальше этих благ цивилизации уже не будет. Питались мы тем, что было с собой, — после Семинского перевала перекусить особо негде. Наши друзья об этом знали, поэтому провизией машины были забиты под завязку. Хотя в самом Акташе (крупное село по местным меркам) есть какие-то заведения, но мне они показались сомнительными.

100 километров стиральной доски

600 километров позади, и после съезда с ровного и гладкого "Чуйского тракта" мы оказались на гравийно-грунтовой дороге с редкими кусками того, что когда-то было асфальтом. Считаете, что в городе плохие дороги? Нет, по сравнению с тем, что находится здесь, городские дороги — зеркало. Наш "Фитюша" жалобно скреб дном каждую кочку, в то время как "Виста" друзей чувствовала себя вполне комфортно.

Но красота тут еще более захватывающая, это помогло пережить шок от бездорожья. Сначала монументальные Красные ворота.

-12

Красные ворота

Их некоторые считают радиоактивными, а местные пацанята продают здесь кедровые шишки по 30 рублей за штучку (мы ели — все живы).

-13

Красные ворота, мостик

Далее озера удивительного цвета, в которых почему-то не водится рыба, белоснежная шапка горы Белухи, курганы на месте древних захоронений. Если бы время не поджимало — мы бы бродили там часами.

И вот он – перевал. Что чувствует водитель малолитражки, взирая на Кату-Ярык?

Уже смеркалось, когда мы подъехали к перевалу Кату-Ярык. Здесь на удивление оживленно, продают шашлык из баранины, все фотографируются на смотровой площадке.

-14

Вид на долину реки Чулышман

Мы тоже вышли, осмотрелись и поняли, что некоторые делают сотню снимков и… уезжают обратно. Но мы-то ехали не ради красивых кадров!

-15

Смотровая площадка на Кату-Ярыке

Смотрим вниз. Сложно поверить, но мы же туда кубарем свалимся на своей малолитражке! "Нивы" и джипы спускают со скрипом, воняя тормозными колодками, сквозь лобовые стекла видны крупные капли пота на лбах водителей…

-16

Кату-Ярык

Спуск в долину Чулышмана и новое испытание

Но делать нечего, двигаемся к перевалу. Друзья ехали первыми и страховали нас снизу. "Фитюша" пыхтел и сопел, потихоньку сползая по грунтовке. На перевале 9 поворотов, мы останавливались раза 3 или 4, чтобы остудить колодки, муж скурил полпачки, но мы добрались до подножья.

-17

Остужаем тормоза

Какая же здесь красота! Так вот ты какой, Чулышман! Раньше я это название знала только из анекдота:

- Были на Алтае, запивали водку Чулышманом.

- А что это за газировка?

- Это не газировка, это река такая...

-18

Табличка для туристов

Полюбовавшись на новые виды, мы решили ехать на базу. Их там несколько, одна сразу у перевала, но мы хотели попасть на вторую — там поспокойнее и поближе к природе. Дальше есть еще 3 или 4 вдоль берега, поэтому без ночевки остаться невозможно.

И тут новое испытание — спустило колесо на нашей машине. Кое-как в темноте мужчины поменяли его на запаску, мы допиликали до базы и заселились в двухэтажный коттедж (500 рублей/сутки с человека, можно за 200 рублей арендовать место под палатку).

Дома деревянные, вкусно пахнут, на первом этаже двуспальная и односпальная кровати, на втором 5 или 6 кроватей – места хватит на целую толпу. Удобства находятся отдельно, есть душ с холодной водой, баня и уличные умывальники. Воду пить не рекомендуют, поэтому нужно запасаться. Еды нет, тоже все привозят с собой. На крайний случай хозяева базы готовы продать бутылку минералки и "Доширак". Электричество от солнечных батарей, чайниками пользоваться запрещено.

-19

База отдыха в Чулышмане

Спросили у местных, что делать с колесом. Ближайший шиномонтаж находится в Акташе, туда завтра едет местный "ЗИЛ", захватит многострадальное колесо за "энную сумму денег".

Чем заняться в долине?

Мы пробыли в долине 3 дня, за это время:

Сходили на водопад Карасу — около 4 км пешком с переправой на другую сторону Чулышмана на оригинальном местном "пароме" — лодке, привязанной к тросу (300 рублей). Если "паромщика" нет, нужно просто покричать, и он появится.

-20

Водопад Карасу

Проехали 15-20 км в сторону Телецкого озера и взошли на водопад Учар, переправившись на моторке (500 рублей). Поход занял 12 часов, он достоин отдельного рассказа, но это того стоило! Совет: запасайте водой и едой. Мы шли голодными и пили из ручейков.

-21

Водопад Учар

Просто отдохнули на берегу реки — возле коттеджей оборудованы беседки, есть галечный пляж и вообще очень красиво. Правда, ветер всегда холодный и не позагораешь, зато нет комаров и водятся хариусы (мы поймали 3 штуки).

Подъем, или главное испытание японской техники

Когда настала пора уезжать, мы понимали, что "Фит" в гору не пойдет. Об этом прекрасно знают местные, поэтому есть особая услуга — подъем на перевал на "хвосте" у ЗИЛа. Друзья на "Висте" забрались самостоятельно, а мы привязались тросом к грузовику и поехали. Миновав первый самый затяжной подъем, мы расслабились, но рано. В следующую секунду с корнем вырвало крюк из бампера. Почесав кепку, водитель "ЗИЛа" отвязал веревку со своей стороны, пожелал нам удачи и ретировался.

Как это ни удивительно, мы поднялись! Долго, с остановками, с "болтанкой", захлебываясь двигателем, но поднялись! Когда машина заехала на перевал, ей хлопали. Вот честно, аплодировали водители "Нив" и джипов.

Дорога обратно прошла без приключений: мы заправились на АЗС возле Акташа, переночевали в палатке на берегу Катуни и за полтора дня оказались в Барнауле.

-22

Остановка на обратном пути

По пути оценили социальное неравенство:

-23

Элитное жилье сильных мира сего

-24

Жилье местных жителей

Итоги

Подводим итоги: сколько потрачено, какие ошибки сделаны и сколько на самом деле нужно дней, чтобы насладиться красотами Алтая.

На бензин у нас ушло 2500, у друзей — 5000 рублей. Все зависит от аппетитов машины.

На питание потратили около 2000 на семью, но мы все брали с собой и готовили на газовой плитке.

Пройдено около 1500 километров, из них более 200 — по бездорожью.

Дорога заняла почти трое суток с остановками, ночевками и тысячей фотоснимков.

Времени в долине нам не хватило. Там еще много интересного: например, Каменные грибы возле Учара и Телецкое озеро в 50 километрах.

На дорогу тоже стоит выделить больше времени, можно даже по 2 раза переночевать — столько всего замечательного мы наблюдали только из окон машин.

-25

Достопримечательности

Уже на подъезде к Акташу перестает ловить телефон. Нужно заранее предупредить близких, мы это сделать забыли.

Обязательно возьмите много теплых вещей — чем выше в горы, тем холоднее. Днем может быть +30, а ночью около 0.

Ну и главная наша ошибка: ехать на низкой маломощной машине. Это экстрим, не советую повторять!