Евгений Дегтярев
Когда я еще под стол пешком бегал, в Макдоналдс на Арбате на лавочке сидела ростовая кукла Роналда Макдоналда. Маме очень захотелось меня с ним сфотографировать на старенькую мыльницу, и мое выражение лица на той фотографии стоило бы видеть. Я держал его за руку, пытаясь подавить гримасу ужаса, пока он отчаянно лыбился, будто бы только что перерезал глотку корове и нажарил из нее гамбургеров.
Не уверен, что я когда-нибудь до или после в своей жизни контактировал с чем-то более жутким и отталкивающим, а Макдоналдс, перестав использовать образ Ронни в своих промоматериалах, сделал очень правильно.
Почему клоуны до сих пор существуют? Нет, серьезно. Я никого не хочу обидеть, особенно людей из профессии. Цирк — это круто, важно и все такое. Когда-то у людей не было смартфонов и лэптопов, даже телевизоров не было. И цирк развлекал их. Помогал справиться с грузом повседневности. Можно было прийти в цирк, посмотреть, как по кругу бегают лошадки, как маленькие собачки перепрыгивают друг через друга, и все снова становилось вроде бы хорошо. Особенно всем нравились клоуны, избивающие себя на потеху публике. Все понимали, что под пестрым гримом — реальный человек и ему реально больно. В культуре этот образ романтизировали. Многие и в повседневной жизни себя сравнивают с клоунами. Типа им постоянно делают гадости, а они их стойко сносят с натужной улыбкой, никому не показывая своих слез. Очень сильный образ.
Но ведь развитие этого образа в культуре не остановилось. Пришли серьезные аналитики, вроде писателей и мастеров ужасов, и показали изнанку истории. Рассказали миру о том, что под маской клоуна может скрываться не просто грустный человек, которому отрадно унижать себя чужой забавы ради, а настоящий маньяк, который любит мучить детишек. И когда они об этом рассказали, всем вдруг стало не слишком весело от клоунов. Особенно детям. Дети не любят клоунов. Они их боятся. Приведите в нашу редакцию ребенка, который честно скажет, что фанатеет от клоунов, знает номера Олега Попова и Юрия Никулина, отличает скомороха от шпильмана и т.д. Но только при условии, что вы сами никакого отношения к цирку не имеете и не надрессировали детей все это любить. Мы подарим ему билетик на фильм “Оно” по Кингу, который вот-вот выйдет в прокат, и посмотрим, что он скажет после просмотра.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КЛОУНАМ ОТ ЭТОГО, КОНЕЧНО ЖЕ, ТЯЖЕЛО. ПРИШЛИ КАКИЕ-ТО ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫЕ ШИЗИКИ, ВСЕ ИЗВРАТИВШИЕ, ПОНАПРИДУМЫВАВШИЕ ВСЯКИХ ДЖОКЕРОВ, ХАРЛИ КВИННОВ И ПЕННИВАЙЗОВ, ОТ КОТОРЫХ У МАЛЫШЕЙ ЗАПОРЫ И НОЧНЫЕ КОШМАРЫ, И УРОНИЛИ ДОХОДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА. РАЗВЕ ДЛЯ ЭТОГО ОНИ УНИЖАЛИСЬ ЕЩЕ СО ВРЕМЕН СРЕДНЕВЕКОВЬЯ?
Нет, подумали парни в рыжих париках с мягкими красными носами из Мировой ассоциации клоунов (да есть и такое в нашем мире, почему вы до сих пор чему-то удивляетесь?) и наконец выразили свой решительный протест. Пэм Муди — президент ассоциации — заявил, что искусство клоунады — это то, что должно по достоинству цениться всем миром, то, что должно приносить удовольствие людям. Что клоуны несут аудитории счастье, усладу и позитив. И что Стивен Кинг и другие создатели ужасов, которые мешают клоунам зарабатывать на детских праздниках (то есть вообще как-то зарабатывать), могут дружно идти на хрен.
Конечно, Пэм сказал не совсем так, но именно это он имел в виду. Стоит отдать ему должное: он придумал классное объяснение того, почему клоуны сегодня никому не нужны. Оказывается, все дело в том, что мистер Стивен Кинг, которому клоуны не нравятся, заставил весь мир их возненавидеть. И причина вовсе не в том, что клоуны, особенно американские, — это отчаянная крипота, от которой у мурашек, бегающих по коже, бегают мурашки, а в том, что Кинг — слишком влиятельный автор.
Что же ответил мистер Кинг? “Клоуны разозлились нам меня. Сорри, большинство из вас потрясающие. НО… Дети всегда боялись клоунов. Не убивайте почтальона за то, что он просто принес письмо”, — написал он в Twitter. Прав он или нет, сказать сложно, потому что реальный вклад в дискриминацию клоунов Кинга оценить практически невозможно. Зато очень легко оценить масштабы истерии, связанной с нападениями клоунов на детей и подростков в США, Канаде и Великобритании за последние несколько лет. В России эта проблема вообще мало кому известна, но если вы прогуглите clown sightings, вы удивитесь, узнав, что сегодня на Западе это настоящая истерия — и роман “Оно”, написанный еще в 1986 году, неспроста получил полнометражную экранизацию именно сейчас.
Клоуны не всегда воруют детей. Не всегда уносят их в лес. Иногда они просто долго стоят за гаражами и смотрят за тем, как детишки играют на площадке. Копы, криминалисты и психологи говорят, что это не настоящие клоуны, а просто люди с отклонениями. Что грим просто удачно скрывает лицо, а нарисованные эмоции очень пугают жертв — порой не только маленьких детей, но и взрослых. Известны случаи, когда клоунов увозили прямо с детских праздников, потому что кто-то звонил в полицию и сообщал о том, что зафиксирован clown sighting. Это чудовищно несправедливо по отношению к профессионалам. Однако лично я не хотел бы оказаться в штаб-квартире Мировой ассоциации клоунов. Кто знает, на кого еще обижены эти парни и что про них на самом деле знает Стивен Кинг.