Меня зовут Влад. 6 июня 2016 года три моих любознательных знакомых решили совершить поездку в туркомплекс "Сарай-Бату". Я, как и в случае с восхождением на Кяфарский перевал, был приглашен в качестве путевого гида. В составе отправляющегося "каравана" легковушек была и наша — Hyundai Accent 1995 года выпуска.
"Экспедиция" состояла из жителей Волжского (Волгоградской области). Конкретно наш квартет стартанул из родного города в 03:00 утра. С остальными мы встретились в поселке Средняя Ахтуба, он лежит уже на нужной трассе. Здесь вся группа заправила машины бензином и закупилась провиантом и напитками. В 03:20 начался совместный этап нашего 19-часового путешествия. Его маршрут, с учетом остановок по всяческим нуждам и осмотром придорожных красот, вышел приблизительно таким:
06 июня, 03:00 - 03:10, Волжский - граница со Средней Ахтубой;
03:20 - 04:30, Средняя Ахтуба-граница с Астраханской областью;
04:30 - 06:00, граница с Астраханской областью - Ахтубинск;
06:00 - 08.00, Ахтубинск - Харабали;
08:15 - 09:05, Харабали - стоянка на берегу реки Ашулук;
09:05 - 15.00, палаточный отдых, верблюды, подъезд к ТК Сарай-Бату;
15:00 - 17:30, экскурсия внутри комплекса;
17:30 - 22:00, дорога домой.
Никаких неприятностей не имелось, качество дороги на всем пути удовлетворительное.
Дорога до поворота на ТК Сарай-Бату
Весь указанный в этой главе этап проходил по левобережной Астраханской трассе. В 04:00 мы были уже за Ленинском.
Солнце только "просыпается" над дорогой
Полностью рассвело уже на территории Астраханского региона. На определенном участке шоссе открылся такой удивительный ландшафт, что пришлось покинуть салон. Требовалось подняться над дорогой, чтобы снять ее вид на камеру.
Дорога в Астраханской области
Знаменск проезжаем одним махом — это закрытое территориальное образование, "столица" полигона Капустин Яр. Еще минут 45 едем до Ахтубинска по трассе с множеством поворотов. Сразу же несколько раз пересекаем ЖД-пути. В одном месте надо проехать через кольцо с вкопанным сверхзвуковым самолетом — символом Ахтубинского военного учебного аэродрома.
Каждый, проезжающий через Ахтубинск не минует кольца, где самолет взмывает вверх
После этого городка дорожное покрытие позволяет с успехом разгоняться до 160 километров в час. Однако лучше не затягивать с таким стрит-рейсингом, на маршруте есть посты ДПС.
В 8 утра мы достигли уютного поселения Харабали, которое когда-то основали калмыки. Съехав на обочину, мы решили позавтракать.
Харабали — населенный пункт с большой историей
Приблизительно через 23 километра нас ждал поворот к комплексу "Сарай-Бату".
На фоне этого дорожного знака есть смысл себя увековечить
Отдых в окрестностях комплекса
К нашей цели вела пыльная и извилистая грунтовка, иногда скатывающаяся в небольшие ухабы.
Неасфальтированная 5-километровая дорога, ведущая к главным красотам Харабалинского района
Мы не спешили к масштабной достопримечательности, ведь выбранный нами трек позволял сначала насладиться живописным озером — одним из группы похожих друг на друга соленых водоемов. Середина озера — до блеска белая рапа, а ближайший к нему периметр покрыт неестественно яркой зеленью. Все это сильно контрастирует с пожухлой травой, окружающей данную локацию.
Это соленое озеро (если считать путь по прямой) лежит уже в 1,6 километрах на северо-запад-запад от "Сарай-Бату"
Превосходное место для палаточной стоянки обнаруживается в 3-4 километрах от трассы. Это — удобный для купания и прогулки берег реки Ашулук.
Стоянка на Ашулуке
В 09.05, разбив палатки, мы уснули. Были измождены дорогой, ведь до начала нашего путешествия никто так и не поспал. Проснулись только в половине первого. Наиболее ранние "пташки" пошли фотографировать пасущихся неподалеку верблюдов. Остальная половина устремилась к прекрасной реке. Вынырнув из воды, я увидел часть "Сарай-Бату".
С описанного берега уже видна часть туристического комплекса, а с другой стороны — угря
Водяная змея приближалась ко мне сзади, со стороны затопленных зарослей тамариска
Разведя костер, мы приготовили жаркое, которое аппетитно съели вместе с нарезанными здесь же салатами. Я тут же сделал вылазку за дровами, не удержавшись перед подъемом на высокий обрыв.
Если забраться на яр, где и дислоцируется комплекс, можно увидеть место, где Ашулук сливается с Ахтубой.
На дальнем плане — устье Ашулука
Верблюды совсем осмелели и еще сильнее приблизились к нашему бивуаку. За 100 рублей местные "бедуины" охотно катают туристов.
Катание на верблюде: селфи, экстрим и оригинальный массаж гарантированы
Мы пронаблюдали как эти гордые "мастера художественного плевка" поедают листья вяза. Впрочем, они также грациозно жуют бананы, которые им часто предлагают зеваки.
"Корабль пустыни" обедает, нисколько не смущаясь фотографа
Пройдя вперед, можно взять в кадр обширную панораму: на горизонте уже просматривается весь бутафорный ордынский город (с одной из боковых сторон).
Так бывшие кинодекорации выглядят за 600 метров
Наконец, к 14.30 мы добрались до окончательного пункта нашей миссии.
Перед подъемом на холм сооружен "татаро-монгольский" ресторан, тут угощают бараниной и кумысом. Он состоит из нескольких юрт.
Юрты этого заведения общепита аутентичны 13-14 векам
Одно из строений — большая чайхана, мало напоминающая старинную.
Такой вот круглый "кафетерий"
Заведение было еще закрытым, но мой объектив прошмыгнул за дверь черного входа.
Вот так чайхана выглядит изнутри
Экскурсия по "Сарай-Бату"
Сначала стоит рассказать историю данного объекта. Речь идет о бывших декорациях к российскому фильму "Орда", которые остались в дар Астраханской области. Один из местных предпринимателей облепил данную точку соответствующей инфраструктурой, пригласил исторических реконструкторов (мастеров оружия и костюма), опытных краеведов и изготовителей мелких сувениров. Комплекс дополнился и кое-чем новым.
Стражники "первой золотоордынской столицы" отнесутся к вам благосклонно, если вы заплатите им по 150 рублей за вход.
Необходимая информация доступна на официальном сайте комплекса Сарай-Бату.
Ворота степной достопримечательности
На таких вот башнях-минаретах по всей территории ордынского городка скрыто висят громкоговорители. Во время экскурсии смотрители заведения включают аудиогид, который рассказывает о планировке и быте местных средневековых мегаполисов.
Одна из башен с мегафонами
Гостям будто открываются жилые квартала древнего Сарай-Бату.
Средневековый городской пейзаж
Затем посетители архитектурной реконструкции узнают, как работало в те времена водоснабжение. Кстати, водяное колесо – не декорация. Оно действущее.
Водяное колесо с водозаборными кувшинами
Может функционировать и гончарная мастерская — был бы умелец.
Скромное напоминание об ордынских гончарах
На пересечении улочек Сарай-Бату чувствуешь себя статистом киноленты "Орда".
Фрагменты улиц и переулков Сарай-Бату, необычная монголо-татарская архитектура
В "городе" десятки живописных закоулков для творческой фотосьемки. А вот ближе к обрыву "красуется" мечеть.
Реконструкция главной мечети Сарай-Бату
Пройдя дальше, вы увидите, где экспонируются настоящие надгробные плиты.
Найденные археологами несколько надгробий украшены арабской вязью
На территории этого удивительного развлекательного центра можно пострелять в тире — за 100 рублей.
Средневековое стрельбище
А можно "развлечься" в камере пыток — за такую же цену.
Только тут приезжие узнают, как древнемонгольские следователи "кололи" подозреваемых
Стоит рассказать про самое главное. В бутафорском Сарай-Бату реально превратиться в "сливки" монгольской знати — храбрых лучников, командиров джамбулов, туменов, а также их жен. Прокат костюма стоит 300 руб. с человека. Однако акция "Привели друга" дает вам и приглашенному скидку в 100 рублей. Ей-то мы все и воспользовались, сразу став героями десятков фотосессий.
Знаете: надеть тяжелую кольчугу так, чтобы не поранить голову — целый ритуал, в котором понадобятся минимум два "прислужника".
Нет ничего увлекательнее таких вот перевоплощений
Напоследок обязательно стоит заглянуть в сувенирную лавку.
Купите что-нибудь на долгую память об этом "путешествии в прошлое"
Возвращение домой
На обратном пути при выезде с грунтовки на Астраханскую трассу все-таки не поленитесь проехать несколько километров в сторону Селитренного. Получите прекрасную возможность сфотографироваться на фоне красивой стелы-указателя. Она помечает поворот к месту раскопок настоящего Сарай-Бату.
В 18.00 от этого знака мы отправились домой. На этот раз добрались за 4 часа, так как почти не останавливались и шли на хорошей скорости почти на всех участках магистрали.
Финансы
- Бензин (на 7,5 километров уходил 1 литр): в каждую сторону 290 км, итого 77 х 36 руб. = 2800 рублей.
- Питание (закупка продуктов в супермаркете на четверых): 1500 рублей.
- Катание на верблюде четверых людей: 400 рублей (100 рублей за человека).
- Вход четырех человек в "Сарай-Бату": 600 рублей (150 рублей за человека).
- Переодевание в средневековые костюмы на четверых (с учетом скидки): 800 рублей.
- Итого: по 6000 рублей с человека
Автор: Тарасов Владислав | Источник: RuDorogi.ru