Западное направление всегда считалось для России приоритетным, однако сегодня все чаще Россия обращается к другим сторонам глобального мира. Для правильного стратегического позиционирования нашей страны здесь необходимо понимать, что во многих из них экономика не только не использует политические возможности, но и снижает возможности последних
Индийский вариант
Индия является традиционно дружественной для России страной. Российские и индийские подходы близки по многим вопросам глобальной повестки. Обе страны координируют свои действия в БРИКС и ШОС.
Накоплен значительный опыт сотрудничества в области военно-технического сотрудничества, освоения космоса, мирного атома и в других областях. Российско-индийские отношения развиваются независимо и вне привязки к их отношениям с третьими странами.
Вместе с тем, динамика экономического взаимодействия с Индией близка к стагнации. Если не наполнить отношения новым качеством, Россия рискует утратить конкурентные преимущества в привычных для себя рыночных нишах.
Китайское направление
Китайская Народная Республика сегодня является ключевым партнером России. Обе страны выступают последовательными сторонниками полицентричного мира. Между РФ и КНР улажены все территориальные споры. Между лидерами двух стран установились доверительные партнерские отношения.
Однако, несмотря на наличие благоприятных политических условий, экономический потенциал взаимодействия стран используется в малой степени. Наблюдаются проблемы даже при реализации такого важного для ЕАЭС проекта как «Один пояс - один путь». Очевидно недоиспользован потенциал и гуманитарного сотрудничества. Основным ограничителем взаимодействия между странами выступает российская экономика, ее инфраструктура и недостаточно эффективные институты.
Возможное всеобъемлющее стратегическое партнерство не предполагает военно-политического союза. Поэтому Россия ведет осторожную политику в вопросе территорий в Южно-Китайском море.
Возвращение на Ближний Восток
В то же время, России пришлось включиться в военное урегулирование сирийского конфликта.
Ближний Восток и Северная Африка прошли через кризис государственности. В ряде стран продолжаются гражданские войны, а свое влияние распространяют радикальные исламские группировки. Это влияет на безопасность в Центральной Азии, на Кавказе и в евроатлантическом регионе. Поэтому ключевой задачей является создание общерегиональных институтов безопасности.
Выход за пределы сирийской повестки позволит установить мир в регионе - основное условие для его экономического возрождения и расширения экспорта России в страны Ближнего Востока. Необходима системная инвентаризация отечественных проектов и предложений для региона, как традиционных, так и новых, специально сформированных.
Разумно продолжать линию на выстраивание диалога с Саудовской Аравией по вопросам ценовой конъюнктуры на рынке нефти.
Для борьбы с радикальными террористическими группировками оптимально добиваться координации с западной коалицией, принимая во внимание степень реальной готовности США и их союзников к такому взаимодействию.
Срыв реализации договоренностей по иранской ядерной проблеме, в том числе в силу возможных изменений подходов США, не выгоден для России.
Тихоокеанская перспектива
В отличие от Индии и Китая партнерство с Японией и Южной Кореей имеет не только экономические, но и политические препятствия. Это и территориальные споры, ограничивающие возможность диалога, и нерешенный вопрос ядерной программы в КНДР, грозящий созданием американской системы ПРО в Республике Корея и в Японии.
Но даже в этих условиях могут быть реализованы совместные региональные проекты подобные инициативе Азиатского энергетического кольца.
Недоиспользованным активом также остается развитие связей со странами Юго-Восточной Азии. Иначе, если идея большого Евразийского партнерства с участием АСЕАН не станет наполняться реальным содержанием, Россия будет терять авторитет как инициатор крупных международных проектов.
На заднем дворе Америки
Сотрудничество со странами Латинской Америки остается на периферии российских интересов. Сказывается влияние географических факторов и узость возможных предложений России в экономике и торговле. Партнерство России и Бразилии в БРИКС ограничивается обсуждением самых общих вопросов и мало сказывается на двусторонних связях. Россия способна со временем расширить свое присутствие на рынках стран региона, но для этого надо проделать большую работу внутри страны. А пока можно было бы вместе со странами региона выступить с глобальной инициативой в области ресурсной безопасности.
Южнее Сахары
Со странами Африки Южнее Сахары исторически выстроены дружеские отношения. Тем не менее, на обозримую перспективу с ними, вероятно, сохранится низкая интенсивность экономического сотрудничества. Между тем, население континента растет, как и качество его жизни, и это открывает возможности для российских экспортеров.
Публикация подготовлена на основе доклада «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017 – 2024 гг.)»
С другими нашими публикациями о России в глобальном мире вы можете познакомиться здесь