Радио появилось чуть более ста лет назад, завоевало широкую аудиторию немногим позже, но сейчас столкнулось с глобальной конкуренцией за неё. Сможет ли привычный нам радиоформат выжить, зависит от того, какой “ключ” подберет оно к сердцам слушателей. Пока эксперты не склонны к пессимистическим прогнозам и заверяют, что мы будем по прежнему “ловить волну”, только, скорее всего, каждый свою
Новые времена
Академик Российской академии радио Михаил Эйдельман считает, что радио столкнулось с несколькими угрозами именно в последние десять лет: “Впервые со своего появления радио потеряло монополию на распространение аудио: начало было положено «айподом», который потом превратился в «айфон» с доступом в интернет”. Михаил Эйдельман называет компании, которые создали сервисы прослушивания потокового аудио - Apple, Google, Pandora и Spotify “четырьмя всадниками Апокалипсиса”.
Исследования показывают, что даже разные поколения слушают радио по-разному. Если поколение X традиционно часто слушает радио, то уже в следующем поколении, которое родилось после 1980 года, сохраняется только охват, а вот время слушания резко падает. Но самые серьезные проблемы с поколением Z, которому сейчас 14-16.
Тем не менее, классическое радио (конечно, в современном его понимании - с FM-качеством, актуальным контентом) по прежнему востребовано у определенной доли аудитории. Александр Лавров, ведущий радио “На семи холмах” отмечает, что несмотря на уход части слушателей, чувствует себя неплохо: “Революции не случилось. Радио по-прежнему превосходно чувствует себя в старом добром эфире, понемногу осваивая Интернет, и совершенно не спешит исчезать из перенаселенного FM”.
Профсообщество в поисках ответов
Впрочем, не все демонстрируют такой оптимизм. Профессиональное сообщество совместно пытается искать ответы на угрозы, стоящие перед классическим радиоформатом. На конференции, организованной Российской Академией Радио (РАР), которая прошла в июне этого года в Сочи, выступил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. Он отметил, что в ситуации возрастающей конкуренции с альтернативными источниками музыкальной и иной информации, радиостанциям очень непросто удержать слушателя.
Чиновник уверен, чтобы радио удерживало свои позиции, нужно сделать несколько вещей. “Первое – распространяться во всех существующих информационных средах. Второе – радио должно быть интерактивным, взаимодействовать со слушателем. Третье – радио должно ухватиться за аудиторию 12-24 лет... Очень важно в этой ситуации, чтобы радио производило очень качественный конкурентный контент, было действительно интересным и востребованным”.
Михаил Эйдельман ссылается на мнение экспертов, которые уверены, что “будущее радио не в музыке, а в том, что между песнями”. Издатель радио “Комсомольская правда” Александр Чепель подтверждает - существующая угроза актуальна в основном для музыкальных радиостанций: “Мне без разницы, где я послушаю свою любимую группу - на радио или музыкальном сервисе и второе даже удобнее. Но для радиостанций, которые работают в информационно-разговорном жанре эта угроза выражена в меньшей степени, потому что такой формат потоковые сервисы пока еще не научились предлагать слушателю”.
Однако, по мнению Михаила Эйдельмана, это не так - потоковые аудиосервисы предоставляют по запросу новостные программы, ток-шоу, подкасты. Как пример - сервис Stitcher. Но Александр Чепель все же уверен - человеческая лень спасет классический формат радио: “Конечно, можно послушать отдельные передачи через агрегаторы подкастов, но пока для этого необходимо приложить много усилий: настраивать, нажимать кнопки. Все-таки человек ленив и не хочет делать лишних телодвижений”.
Каналы распространения
Эксперты считают, что для сохранения аудитории радио в первую очередь необходимо постоянно развивать каналы доступа к слушателям, причем это не обязательно разветвленная сеть радиопередатчиков. “Железо и его обслуживание – это большие расходы, при том, что слушатель способен получить доступ к эфиру не только через фирменные приложения различных радиостанций, но и через радиоагрегаторы, такие как TuneIn или iTunes. Для этого уже не нужна сеть передатчиков”, - говорит Александр Чепель.
Перспективным выглядит и гибридное радио, когда возможности традиционного FM-радио объединяются с возможностями онлайна. Недавно был представлен смартфон, который принимает цифровое наземное радио. Это позволяет не тратить интернет-трафик и в пять раз меньше расходует заряд батареи.
Важно не потерять одну из главных аудиторий - водителей. Представители европейской радиоиндустрии попытались показать автопроизводителям, что радио очень важно для автолюбителей. Исследование, в котором приняло участие 1,5 тысячи владельцев новых машин в Германии, Франции и Англии выявило, что 82% опрошенных не стали бы покупать машину, если бы в ней не было радио. 84% автовладельцев после поворота ключа зажигания автоматически включают радиоприёмник. Более того, у всех опрошенных был доступ к разным аудиоопциям в машине (CD-плеер, мр3-плеер, смартфон по блютусу и т.д.), но, несмотря на это, 74% времени слушания - это радио. А на вопрос о том, «что вы выберете, если у вас будет возможность оставить в машине лишь одно аудиоустройство, 69% выбрали радио.
Форматы вещания
Что касается форматов вещания, то все тематическое развитие радио идет в направлении дробления сегментов интереса слушателей, тематической специализации. Со временем эта тенденция будет усиливаться. Особенно с развитием и удешевлением интернет-технологий, с переключением слушателей на этот канал доставки аудиоконтента.
Александр Чепель рассказывает об успешном примере специализации радиостанций: “Например, проект 101.ru предлагает более сотни радиопотоков, в том числе и узко тематических. Например, «Машина времени», «Виктор Цой и группа "Кино"», «Queen». По названию вы понимаете, что это круглосуточное вещание какой-то группы или певца. Удовлетворение узконишевого интереса. Недавно в Интернете я обнаружил несколько западных радиостанций для байкеров, для рыбаков. Как правило, это радиостанции с музыкальным контентом, но по логике там должен быть интегрирован и разговорный формат (опять же узконишевой, тематический). В данном случае это интернет-радиостанции. Они пока не монетизируются. Это «задел» на будущее. Насколько далекое? Посмотрим. Я уверен – мы это застанем в полном объеме”.
Монетизация радио
Без денег любой, даже самый интересный медиапроект сегодня не может развиваться. Главный источник доходов радио - реклама. Но и она требует инноваций, чтобы соответствовать требованиям времени и помочь радио выжить. И, как утверждает Михаил Эйдельман, эти инновации уже существуют. Например, компания XAPPmedia использует онлайн-каналы для повышения эффективности рекламных сообщений на радио: пользователи имеют возможность отреагировать на прозвучавшую в эфире рекламу.
“В США попытались упростить размещение рекламы на радио для небольшого бизнеса. Если контекстную рекламу в Google можно купить за несколько кликов, то размещение рекламы на радио - это контакт с рекламным агентом, подготовка меда-планов и таблиц, куча бумаг и счетов-фактур. Сам по себе этот процесс часто удерживает рекламодателя от контакта с радиостанцией. И теперь все стало проще: рекламные ролики загружаются на единый сервис и распространяются по радиостанциям, которые предоставили профили своей аудитории. Рекламодатель в личном кабинете в режиме онлайн видит, где и какая реклама у него выходит. Почти десятая часть продаж рекламы на радио в 2016 году была сделана по этой технологии в США”, - рассказывает Эйдельман.
Качество слушателя
Обратная сторона цифрового прогресса - не качество радио, а качество слушателя, отмечает Александр Лавров. “Культура «слушания» радио будет уходить все дальше в прошлое. Внимание слушателя будет все более рассеянным, а требовательность к скорости и качеству доставки будет расти. Вчера радио отводилось семь минут на то, чтобы заинтересовать слушателя – завтра у радио едва ли будет больше семи секунд на то, чтобы обратить на себя внимание. Если это не революция радиовещания, то что-то очень на нее похожее”.