Впереди вспыхивают стоп-сигналы, но водитель не тормозит. Мы стремительно приближаемся к остановившейся машине, раздается тревожный сигнал, но наш водитель спокоен, чего нельзя сказать о нас, пассажирах. И в последний момент - жесткое торможение. "Ты тормозил?" - "Нет, Tiguan"…
Собственно говоря, новый Volkswagen Tiguan мы уже тестировали, так что прекрасно представляем, что собой представляет этот кроссовер. А приглашение на специальное мероприятие Volkswagen Tiguan Experience восприняли как возможность поближе познакомиться с современными технологиями концерна - ассистентами, призванными повысить комфорт и безопасность поездок.
Слепое вождение
Один из Tiguan неспешно ездит по площадке, соблюдая разметку и объезжая фишки. Что же тут такого?
Фокус в том, что все стекла наглухо затонированы, водитель управляет автомобилем, полагаясь лишь на сиcтему кругового обзора Area View, которая активируется автоматически при включении заднего хода или вручную при включении кнопки ассистента парковки.
амеры, установленные спереди, сзади и по обоим бортам, обеспечивают круговой обзор на 360 градусов; в зависимости от выбранного режима на дисплей мультимедийной системы выводится до 12 возможных изображений в реальном времени. Хочешь - выбирай "вид сверху", хочешь - выводи картинку с фронтальной или задней камеры либо же с боковых.
Безусловно, новичку такая система будет в помощь, но нужна ли она опытному водителю? Скажем, фронтальная камера поможет на бездорожье, при штурме крутого подъема или спуске, когда неплохо бы видеть, что творится перед автомобилем, чтобы выбрать правильную траекторию. Ну а в обычной жизни зачем она нужна?
В ответ на это инструктор предлагает подъехать к стенке из сложенных покрышек. Стоило едва высунуть "нос", как сверхширокоугольная камера выхватила посторонний объект слева - детский велосипед. В обычной ситуации водитель со своего места ни за что бы его не увидел!
Так что способность "заглядывать за угол" будет востребована на паркингах и во дворах. Главное при движении не засмотреться на картинку, о чем и предупреждает соответствующая надпись на мониторе.
Автоматическая парковка: больше самостоятельности!
Парковочным автопилотом нынче продвинутых автомобилистов не удивишь: десять лет назад как раз Volkswagen первым предложил его на серийных автомобилях. Тогда самостоятельно вращающийся руль казался настоящим чудом. Правда, для автоматической парковки требовалось столько места, что там без проблем встал бы и новичок.
Но система постоянно развивается, и вот уже новый Tiguan самостоятельно запоминает окружающее пространство и готов предложить водителю на выбор диагональную или поперечную парковку. Он уже может заехать в бокс не только задним ходом, но и передом. И даже готов самостоятельно выехать с диагональной парковки. Словом, эволюция, но существенно облегчающая жизнь, особенно начинающему водителю.
Автопилот-хранитель
Впереди идущий автомобиль резко тормозит - в нашем сначала раздается предупреждающий сигнал, а затем пассажиры едва ли не повисают на ремнях. Между машинами остается 50 см пространства - наш Tiguan остановился в самый последний момент! Причем остановился сам: водитель-инструктор для подстраховки держал ногу над педалью тормоза, но дал возможность системе автоматического торможения сработать самостоятельно.
Дальнейшие торможения были уже не такими экстремальными, а дистанция между машинами (на более высокой скорости) - больше. Здесь уже демонстрировалась работа адаптивного круиз-контроля, когда автомобиль, захватив "цель" - машину впереди, способен поддерживать ее темп и самостоятельно регулировать безопасную дистанцию. Причем расстояние между машинами можно регулировать "вручную".
Пока препятствия на пути нет, автомобиль готов самостоятельно разгоняться, а при обнаружении попутной машины начинается регулирование дистанции и скорости.
Как это работает не только на прямых, но и в поворотах, нам продемонстрировали на круговой развязке. В какой-то момент Tiguan "теряет цель", но сразу ускоряться не спешит. А как только впереди идущий автомобиль "захватывается" системой, скорость корректируется.
Позволить автомобилю тормозить самому - это надо себя переломить! Стоит загореться стоп-сигналам на первой машине, как нога сама тянется к педали тормоза. Впрочем, это лишь демонстрация возможностей системы. Никто и не говорит, что выбор начала момента торможения нужно доверить технике, - она лишь страхует зазевавшегося водителя. И, как нам продемонстрировали, делает это достаточно эффективно.
Про управляемость не забыли
Можно поворчать, что современные автомобили - это гаджеты на колесах: убери все эти "игрушки", что останется? Но в случае с Tiguan можно утверждать, что и без электронных помощников он способен ехать очень интересно, благо над настройками шасси поработали тщательно.
Пусть жесткость подвески раздражает на разбитой дороге, зато в поворотах это будет компенсировано минимальными кренами, острым рулем и отменной обратной связью. Ну а стоит чуть переборщить с рулежкой или начать неаккуратно обращаться с педалями "газа" или тормоза, провоцируя дестабилизацию автомобиля на дуге, как в дело уже вступит система курсовой устойчивости. К слову, ее можно перевести в спортивный режим. Но лучше это делать при выезде на бездорожье.
Проходимости ради
Off-road на кроссовере? На самом деле и без механических блокировок и понижающей передачи Tiguan обладает неплохой проходимостью, что наглядно демонстрировали искусственные препятствия, в том числе специальный трак Peak Point.
"Горка" с подъемом 25 градусов, конечно, выглядела внушительно, но гораздо больше о возможностях немецкого кроссовера говорили другие виды испытаний, имитирующие диагональное вывешивание и потерю сцепления с дорогой двух колес по одной стороне.
За доплату для Tiguan предлагается off-road пакет с "обрезанным" вариантом бампера, увеличивающим угол въезда с 18,3 до 24 градусов. Но и без этого автомобиль демонстрирует неплохую геометрическую проходимость, а разгрузка или отрыв одного и даже двух колес не превращает его в недвижимость. От водителя всего-то и требуется, что уверенно нажимать на "газ", - заблокированная муфта и эффективная электронная имитация межколесных блокировок сделают свое дело.
К слову, все полноприводные версии оснащены системой 4Motion Active Control, которая имеет четыре режима: зимний, шоссейный, внедорожный и индивидуальный, позволяющий настроить поведение автомобиля под собственные потребности водителя. Но у тестовых машин был еще один козырь в рукаве - зимние шины, которые более цепко держались за покрытие.
Водитель по-прежнему главный
Да-да, несмотря на то, что ходовые прототипы "автономных" автомобилей вовсю проходят испытания, а представители автопрома и профильных компаний оптимистично заявляют о том, что дорожное движение без человеческого фактора - вопрос ближайших десятилетий, главным в современном автомобиле остается все же водитель. Именно от его действий зависит, насколько эффективно будет преодолевать кроссовер внедорожное препятствие, насколько безопасно будет двигаться по дороге и маневрировать во дворе.
А существующие системы - это все-таки подстраховщики, хотя и более эффективные, чем их предшественники. Они значительно упрощают жизнь водителю, особенно начинающему или неуверенному в себе. Они способны увидеть опасность раньше, предостеречь и в какой-то мере даже подстраховать, но пока что полностью человека за рулем не заменяют и законы физики не отменяют. Что неплохо бы помнить, "по старинке" садясь за руль.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео автора и организаторов мероприятия
ABW.BY