Найти тему
ABW

Останется ни с чем или выплатят компенсацию? Как проходил суд по делу о взорвавшемся VW Touran

За последний год эта тема приобрела угрожающую тенденцию. Сначала взрыв VW Touran в Барановичах, после которого водитель остался инвалидом. Потом дважды в Минске (опять Touran), к счастью, без жертв. Совсем недавно в один ряд с VW Touran стал Fiat, который постигла та же участь в Бресте. Во всех случаях произошел взрыв газовых баллонов, работающих на метане.

Недавно в суде Первомайского района г. Минска прошел процесс по иску владельца VW Touran Максима к комиссионному магазину ООО "Маркет Колесо", где был приобретен автомобиль, и ОАО "Газпром трансгаз Беларусь", на чьей АГНКС произошел взрыв в феврале текущего года. Максим в нашей редакции уже был и подробно описал произошедшие с ним события (ознакомиться с историей можно по ссылке). Вкратце напомним, что тогда произошло. 

Максим: "В начале февраля я приобрел автомобиль VW Touran 2008 года выпуска. Почему? Во-первых, приемлемая цена, во-вторых, авто работает на метане, а это дешево и экономично, в-третьих, просторный салон, который соответствует термину "семейный автомобиль", а у меня двое детей. В общем, этот автомобиль купил, долго не думая, в комиссионном магазине. При покупке продавец предоставил мне чип-ключ (таблетку), пояснив, что там зашита вся информация по освидетельствованию газобаллонного оборудования, без нее автомобиль не заправят. У меня закрались обоснованные сомнения, что это соответствует действительности, но продавец меня убедил, предъявив сертификат соответствия, где стоял красноречивый штамп о том, что срок технического осмотра автомобиля истекает в 2018 году, а значит, с баллонами все в порядке, поскольку при прохождении техосмотра наличие свидетельства об освидетельствовании баллонов - необходимое требование...

-2

На следующий день я поехал на АГНКС в Масюковщине, предъявил переданный мне в комиссионке чип-ключ и попросил помочь заправить автомобиль. Я показал сертификат о прохождении ТО и мне не отказали, иных документов не потребовав. Через 15-20 минут оператор сообщил, что, по данным с чип-ключа, срок освидетельствования баллонов истек, и, повернув монитор своего ПК, показал мне сообщение, которое выдал компьютер:

-3

С этим сложно было не согласиться. Оператор сказал, что в следующий раз мой автомобиль заправлять не будут. Я уже был готов ехать назад в комиссионный магазин и разбираться, но тут произошел взрыв. В шоке были я, оператор, посетители АГНКС, в общем, все. Почесав затылок, начали осматривать авто - перед нами предстало печальное зрелище..."

-4

Далее Максим написал заявление в милицию, после - в адрес комиссионного магазина с требованием расторгнуть договор, а затем в ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" с просьбой разобраться, почему все-таки взорвалось, но результата эта переписка не дала. Комиссионщик ответил, что при продаже претензий по автомобилю не возникало, ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" - что проверку проводит милиция, в ее рамках назначены соответствующие экспертизы, а пока их нет - говорить о чьей-либо вине преждевременно. Но прошли все проверки, прошла экспертиза - встал вопрос, что делать дальше.

-5

Максим: "Всякая переписка с государственными органами ни к чему не привела. В милиции нарушений со стороны оператора АГНКС не выявили, вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в прокуратуре, куда я также обращался, - тоже, комиссионщик отстранился. В общем, все понятно, нужно идти в суд".

Владелец автомобиля подал иск о защите прав потребителя, расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков и компенсации причиненного морального вреда. В качестве ответчиков выступили комиссионный магазин ООО "Маркет Колесо" и ОАО "Газпром трансгаз Беларусь".

По инициативе суда на заседание также были приглашены предыдущий владелец VW Touran, передавший автомобиль на комиссию в ООО "Маркет Колесо", и в качестве третьего лица - представитель официального дилера компании Volksvagen AG СООО "Атлант-М Фарцойгхандель". Ни на одно заседание не явился только бывший владелец автомобиля, официально называемый комитент (сторона по договору комиссии, передавшая комиссионеру товар).

Первому слово предоставили Максиму. Приведем значительную часть его искового заявления:

19 февраля 2017 года в ООО "Маркет Колесо", пр-т Независимости, 165, согласно счету-справке №0137161 мною был приобретен автомобиль Volkswage Touran с установленным на нем газобаллонным оборудованием. На следующий день, 20 февраля 2017 года, при заправке данного автомобиля на АГНКС-5 ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" произошел взрыв газового баллона, в результате чего автомобиль получил значительные повреждения, исключающие его эксплуатацию и восстановление. При покупке мною автомобиля продавец ООО "Маркет Колесо" не передал мне документы о прохождении освидетельствования газобаллонного оборудования, мотивировав это тем, что сведения об освидетельствовании содержатся в электронном чип-ключе, который был передан мне при продаже. Как далее выяснилось при заправке автомобиля, баллоны в нарушение действующего законодательства освидетельствованы не были, а сам чип-ключ не является документом, подтверждающим прохождение процедуры освидетельствования, и никакого отношения к такой процедуре не имеет. После взрыва оборудования я обращался к продавцу с заявлением о расторжении договора купли-продажи и возмещении материального вреда по причине реализации в мой адрес автомобиля, не соответствующего предъявляемым требованиям по его качеству и безопасности, в чем мне было отказано. Считаю такой отказ необоснованным и незаконным по основаниям, указанным ниже.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" №90-3 от 9 января 2002 года (далее - Закон), продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий требованиям к его качеству (п.1 Закона). При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар используется (п.3 Закона). 

В соответствии с пунктом 29 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь №744 от 1 июня 2007 года, комиссионер проводит проверку технического состояния принятого на комиссию транспортного средства и его оценку. Проверка может проводиться комиссионером самостоятельно либо по договору с иной организацией, имеющей разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств.

Комиссионер создает комиссию по проверке технического состояния транспортного средства и его оценке, в состав которой обязательно включается комитент либо его представитель.

Перед выставлением транспортного средства для продажи комиссия в соответствии с техническими нормативными правовыми актами проводит проверку технического состояния транспортного средства, а также его оценку и отражает результаты такой проверки и оценки в акте проверки и оценки технического состояния транспортного средства, который составляется в трех экземплярах. 

В нарушение Правил комиссионер не проверил техническое состояние автомобиля, в частности, не истребовал у комитента документы, подтверждающие освидетельствование газобаллонного оборудования, не создал комиссию по проверке с участием комитента, не предоставил соответствующего акта проверки. В соответствии с техническими нормативными актами не проверил техническое состояние газовых баллонов, которое осуществляется отдельно от общей процедуры технического осмотра автомобиля. В соответствии с подпунктом 9.8.3 пункта 9 Приложения 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве (далее соответственно - организация, оформившая свидетельство, свидетельство). Таковое свидетельство, являющееся обязательным при проверке технического состояния автомобиля, комиссионер мне не предоставил.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, пригодный для его использования в соответствии с целями, для которых этот товар предназначен. В нарушение Закона ООО "Маркет Колесо" не проинформировало меня об отсутствии документов на газобаллонное оборудование и ввело в заблуждение тем, что с их слов таковым документом является чип-ключ (таблетка), который был передан мне при заключении договора. Таким образом, мне был передан товар (автомобиль) ненадлежащего качества и с отсутствием документов, подтверждающих возможность его безопасной эксплуатации, чем грубо нарушен пункт 2 статьи 11 Закона, согласно которому продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует требованиям законодательства, с предоставлением документов, подтверждающих это качество.

В соответствии со статьей 15 Закона убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной денежной суммы".

Со стороны комиссионера выступал адвокат, речь которого была длинной, но основной посыл таков: исковые требования не признаем в полном объеме, при передаче товара истец претензий по качеству не предъявлял, о чем поставил свою подпись в акте приема-передачи автомобиля, газовое оборудование в соответствии с Правилами комиссионной торговли проверять не должны, так как в перечне его нет. Документы об освидетельствовании баллонов комитентом не передавались, передавался только чип. Виноват сам истец, поскольку он сам должен был пройти освидетельствование баллонов перед заправкой, виноват оператор АГНКС, нарушивший правила пожарной безопасности, и тому подобное.

Позиция ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" сводилась к следующим моментам. Стороной в договоре купли-продажи автомобиля не являемся, в связи с чем ответчиком по делу являться не можем, об этом также свидетельствует тот факт, что иск предъявлен исходя из Закона о защите прав потребителя. Чип-ключ, переданный истцу при продаже автомобиля, не является документом, разрешающим заправку автомобилей. Это всего лишь средство расчета, которое выдается владельцу автомобиля на основании его заявления и заключения последующего договора с открытием счета. Документом, подтверждающим факт освидетельствования газобаллонного оборудования, является соответствующее свидетельство в виде документа. Данное средство расчета (чип) истцу не выдавалось, а выдавалось совсем другому физическому лицу, передаваться последующим владельцам авто чип не должен. Да, в чипе содержится информация о сроках освидетельствования баллонов, но документом это не является, это просто информация. Согласно закону о дорожном движении и ПДД подавать автомобиль на АГНКС в технически исправном состоянии и с имеющимся свидетельством об освидетельствовании баллонов - обязанность водителя, а не оператора заправки. Пункт 750-750.2 правил "Системы противопожарного нормирования и стандартизации правил пожарной безопасности Республики Беларусь" (утверждены постановлением МЧС №25 от 26.08.2014), где указано, что заправка баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, запрещена, относится непосредственно к водителю. 

В соответствии с подпунктом 9.8.3 пункта 9 Приложения 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве (далее соответственно - организация, оформившая свидетельство, свидетельство). 

Представитель ООО "Маркет Колесо" согласился не со всеми моментами, на которые ссылался "Газпром трансгаз Беларусь". В частности, было указано, что в пункте 750 правил "Системы противопожарного нормирования и стандартизации правил пожарной безопасности Республики Беларусь" содержится конкретная норма (цитата): "Заправка баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, запрещена", и эта норма относится ко всем: и к водителю, и к оператору АГНКС, никаких разграничений нет. Если указано "запрещено" без конкретизации кому именно - значит, запрещено всем без исключений.

Наиболее интересным, на наш взгляд, получилось выступление эксперта Государственного комитета судебно-медицинских экспертиз, который доходчиво объяснил, почему произошел взрыв. Остановимся на основных моментах:

"Исследуемый объект (взорвавшийся баллон) был поражен значительной очаговой коррозией, то есть своеобразными язвами, а это наиболее опасный вид коррозии. Например, если взять новый баллон, то газ внутри него давит на стенки одинаково. Когда есть очаги коррозии, то в этом месте стенка баллона тоньше, соответственно газ пытается "вырваться" именно в этом месте. Судя по тому состоянию, в котором баллон находился, коррозия начала развивалась давно, возможно, год или, может, три года назад, точно тут сказать невозможно, поскольку неизвестно, в каких условиях оборудование использовалось. Если, допустим, в регионе, где есть море, то коррозия идет быстрее. Есть еще множество факторов, которые на это влияют. В рассматриваемом случае коррозия проникла вглубь баллона в некоторых местах на 50 процентов. При таком поражении даже незначительное давление внутри баллона может привести к его разгерметизации (взрыву)".

На слова представителя ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" о том, что законодательство не обязывает оператора АГНКС проверять документы на газовое оборудование, эксперт ответил короткой репликой: "Получается,  что по дорогам ездят бомбы замедленного действия?"

Визуально пораженный коррозией баллон выглядел примерно так:

-6

Как предыдущий владелец прошел техосмотр до 2018 года (в начале материала есть фото сертификата), остается только гадать, но если опираться на слова эксперта, то коррозия развивалась давно, это не одномоментный процесс, длился он не один год. Напомним также, что при заправке автомобиля Максима газ подавался под давлением 19,8 МПа, а максимально допустимое значение при подаче газа - 26 МПа, тем не менее произошел взрыв, о причинах которого эксперт и поведал.

Остался последний участник процесса - представитель СООО "Атлант-М Фарцойгхандель", приглашенный судом в качестве третьего лица. Вот что он рассказал:

"Действительно, такая проблема есть, связана она с тем, что владельцы автомобилей на метановом оборудовании несвоевременно представляют его на процедуру освидетельствования, в связи с чем несвоевременно выявляется коррозия баллонов. Компания проводила акцию по замене газобаллонного оборудования на определенных моделях автомобилей. Мы приглашали владельцев авто, которые были в нашей базе данных, на эту акцию, приглашали и предыдущего владельца данного VW Touran, баллон которого взорвался, но на эту акцию он не приехал. Пригласили - да, но обязать явиться мы не можем".

Как выяснилось, официальный дилер приглашал предыдущего владельца автомобиля на акцию по бесплатной замене баллонов в Минск. Однако владелец, проживающий в Гродненской области, не приехал. Не явился он дважды и на заседания суда, несмотря на приглашения.

В итоге суд постановил расторгнуть договор купли-продажи между Максимом и комиссионным магазином и вернуть уплаченные по договору деньги плюс возместить моральный ущерб. Каких-либо нарушений со стороны ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" суд не установил.

-7

Для Максима, можно считать, все закончилось благополучно. Тут повлияло то обстоятельство, что купленный им автомобили взорвался на следующий день после покупки. А если бы через год или два? Доказал бы он что-нибудь? Вряд ли.

Евгений ГРАЧЕВ
Фото собеседника и из архива редакции
ABW.BY