Ехать на "дальняк" в новом и комфортабельном автомобиле сможет каждый. А как насчет путешествия на старой и веселой машине с душой? Денис и Владимир отправились в Калугу на "Трабанте" - там им предстояло принять участие в ралли ретроавтомобилей. Чем закончилась эта затея - в рассказе Владимира:
- Наш экипаж и скромный, но очень гордый автомобиль "Трабант-601" уже не первый год участвуют в ралли ретроавтомобилей. Есть у нас и свои успехи, накатываем какой-никакой опыт. В погоне за ним, да и за призами, чего скрывать, мы захотели принять участие в ралли ретроавтомобилей "Автострада" в Калуге. Гонка проводится Российской автомобильной федерацией при поддержке правительства Калужской области и ряда спонсоров.
Про Дениса и его "Трабант-601" 1977 года выпуска много написано в белорусской и российской прессе. Ярко-желтый автомобильчик с дружелюбной "улыбкой" всегда привлекает внимание. Мы решили, что на ралли поедем. Автосервис "Элион", где работает Денис, оказал нам поддержку, и мы благополучно заявились для участия.
"Некоторые детали самовосстанавливаются!"
Проверив машину и взяв все необходимое, рано утром в пятницу взяли курс на Вязьму. От Вязьмы до Калуги - всего-то 190 километров. Дорога до Вязьмы пролетела быстро. Разве что чуткий слух пилота различил пропуски зажигания в работе мотора. Причина была найдена быстро - опыт! В багажнике нашлась запасная катушка.
Невероятно, но факт: некоторые детали, будучи снятыми из-за неисправности, отлежавшись в дальнем углу багажника, самовосстанавливаются! Так, старая катушка зажигания, установленная вместо дефектной, придала прыти "Трабанту". Да так, что, отставая от прогноза навигатора на 20 минут, мы в конце пути уже на 30 минут его опережали. Но из последних 10 километров дистанции пришлось половину проползти в пробке, потому что именно в пятницу вечером (а когда же еще?) начался ремонт дороги, оставлена для движения была только одна полоса. Забегая вперед, скажу, что завтра это место оказалось тоже в маршруте ралли. Дважды. Ну, вы понимаете…
Утром в субботу мы выехали на место сбора в сквер имени космонавта Волкова. Там собственно и начался фестиваль "Автострада", включавший в себя выставки автомобилей, соревнования по тюнингу и собственно ретроралли. На площадке рядом с нами соседствовали Jaguar E-type Cabrio, ГАЗ-13 "Чайка", Datsun 240Z, Citroёn DS. Самый "пожилой" участник ралли - ГАЗ-67, выпущенный в 1947 году. Участники ралли - любители вроде нас и профессиональные спортсмены ретроавтоспорта, ездившие в известном ралли Mille Miglia. Еще организаторами был введен коэффициент к результату, зависевший от года выпуска авто, - при равных результатах преимущество получал более старый автомобиль.
"В "Трабанте" два кондиционера - они в дверях и опускаются ручками"
До брифинга и старта оставалось еще немного времени, и я решил пробежаться по выставке. Сколько всего интересного! Люди тащили на выставку свои заботливо сохраненные "Волги", "жигули", "москвичи", "запорожцы". У кого-то были еще мотоциклы времен XXV съезда КПСС. Было много американских автомобилей - больших кораблей. Европейский автопром блистал прекрасно сохраненными Mercedes, Citroёn 2CV. Приятно удивило японское купе Datsun. Свои мотоциклы выставляли ценители JAWA и CZ, ИЖ. Гордо красовался одиночный BMW R35, наверное, самый известный ретробайк. Много открывалось точек по торговле запчастями и просто старинными вещами. Наверняка я мог бы увидеть еще много интересного, но пора было двигаться к старту.
Волнения закончились, когда взлетела вверх рука судьи. Я сосредоточился на легенде, Денис - на управлении. Легенда, которую составили в Минске, и местная практически не отличаются. Но "дьявол кроется в деталях". В нашей легенде было несколько отличий, логика не всегда поспевала за визуальным восприятием. Когда один перекресток обозначается аж тремя позициями в легенде, сразу трудно сообразить, где ты и куда двигаться. Еще и фактор времени. И соперники. Их видно, можно по ним ориентироваться, но кто из них едет правильно? В Калуге бывало так, что мы проезжали перекресток и видели, как другие экипажи его проезжают в трех иных направлениях!
Ориентирование по городу было самым сложным. Это скрытые листвой ориентиры, сложные перекрестки, на которых сходятся шесть дорог. Это необходимость смотреть по сторонам, пропускать пешеходов, крутые подъемы и спуски. И большой штраф за опоздание более чем на 15 минут. И жара. В "Трабанте" два кондиционера - они в дверях и опускаются ручками. Нам этого было недостаточно. Заботливые организаторы к пакету с документацией любезно добавили 2 бутылки питьевой воды. Машины не выдерживали, мы видели стоявшие и закипевшие экипажи. Да, вот такая суровая правда жизни.
Два раза мы теряли ориентацию в пространстве. В первый вовремя заметили красный Jaguar, ехавший вроде как уверенно. Сели ему на хвост, выбрались на нужные ориентиры. Второй раз возвращались на последний правильно пройденный ориентир, начинали заново...
"Ваши поехали туда!"
Наконец-то городской этап пройден. Едем за город, в место промежуточного финиша. Томимся в пробке. Пока стоим, я отгадываю вопросы викторины по знанию края - за правильные ответы можно получить дополнительные очки. Вчера предусмотрительно была куплена местная сим-кртаа с интернетом. Google и Яндекс наперебой тараторили ответы на вопросы викторины.
В поселке Полотняный Завод нас ждет небольшой перерыв, возможность выпить холодного сока, перевести дух. В Полотняном Заводе базируется один из участников - ГАЗ-67. Тут есть реставрационная мастерская "Гараж 777". У ворот выставлены экспонаты: полуторка ГАЗ-А с пулеметным расчетом в кузове и СеАЗ-С3А, знаменитая "моргуновка". Для убедительности на капоте был еще и красный шлем киногероя. Денис не мог пройти мимо истории, сделали фото на память.
Передышка закончилась. Пора на последний участок ралли!
Стартовали. Стали искать ориентиры, а они в поселке другие, чем в городе. Например, "покосившийся столб". Да они тут почти все такие! Стали путаться. Несколько раз проехали по одному перекрестку, прежде чем разобрались. Забравшись в глубины поселка, потерявшись, решили воспользоваться проверенным способом - спросить у местных. "Ваши поехали туда!" - значит, мы едем верно. "Нет, не видели!" - значит, разворачиваемся, возвращаемся к последнему ориентиру.
Вот, наконец, и Кондрово. Здесь нас ждали три упражнения на фигурное вождение, по которым будет отдельное награждение от главы местной администрации. Денис постарался, легко проехал трассу. Долгожданный финиш!
Пока организаторы подводили итоги, нам было предложено пройти в местный краеведческий музей. Здесь нас ждал чай с печеньем местного хлебозавода. Печенье было вкусным, надо сказать! По нашей с Денисом просьбе экскурсовод рассказал об истории края, местных заводах, основанных еще в 1718 году. В 1849-м английский промышленник и меценат В.О.Говард придал городку еще большее развитие, построив фабрики, плотину через местную реку Шаню, железнодорожную станцию. Подумалось: вот такой городишко, настолько малый, что все друг друга знают по именам, и такое отношение к собственной истории! Целый музей со штатным археологом!
"Узнавали машину лишь пожилые мужики"
Нас позвали на награждение. Оказывается, волею судьбы и усилиями Дениса мы заняли 3-е призовое место в слаломном зачете! Нам вручили кубок, мы сфотографировались с призерами и главой администрации. Нас часто спрашивали, что это за машина. Как ее только не называли! И старый "запорожец", и пластиковая тачка… Всем терпеливо рассказывали, учили правильно произносить. Узнавали машину лишь пожилые мужики, служившие в ГДР и соцстранах.
Все, пора возвращаться в Калугу, на подведение итогов, ужин и церемонию награждения. Возвращаясь, мы опять (второй раз за день!) постояли в пробке. А в местном амфитеатре проходили гонки детей на педальных машинках. Их тут собрали множество, и все такие разные!
В нашей категории Youngtimer мы оказались 11-ми. В абсолютном зачете - 18-ми. Всего в зачете было 40 экипажей. Что же, это повод совершенствоваться. Будем готовиться к следующему сезону. Опыт, полученный в Калуге, поможет нам в другой раз. Мы тепло прощаемся с друзьями-москвичами из компании "Бюро путешествий в СССР", с организаторами и спешим в отель. Спа-а-ать…
"Россияне в этих местах к автомобилю относится проще"
Утром мы направились домой. Погода была прекрасной, машина работала как часы. Расскажу о впечатлениях от дороги.
В Калуге во время ралли приходилось ждать, пока проедут машины по главной, но если мы жестом просили уступить - нас пропускали, показывая большой палец. К слову, нам его часто показывали. Посигналят, чтобы мы обратили внимание, и показывают, что наш "Трабант" - во!
Уже в Беларуси нас догнал кортеж из черных машин, сопровождаемых "Стрелой". Мы сбавили скорость, приняли вправо. Кортеж проехал мимо, из сопровождаемой машины высунулась рука с большим пальцем вверх. Не знаем, кто там ехал, но надеемся, что ему понравился наш скромный "Трабант" веселого желтого цвета!
От Вязьмы до Калуги дорога в целом хорошая. Есть несколько участков, которые как стиральная доска, но ям на дороге не было. В Вязьме повеселил дом старинной постройки, в котором был магазин и вывеска ALCO HOUSE. В Вяземском районе часто встречались возле дороги дома, которые были очень неухоженные: пленка вместо стекол, покосившиеся стены с облетевшей краской, заросшие палисадники… Но спутниковая тарелка на одной из стен! И дорогая машина рядом!
Удивляет безразличие местных жителей к зарослям борщевика, которые стоят вдоль дорог забором выше человеческого роста, а то и заполняют небольшое пространство от дороги до ближайших домов. Не знаю, как это объяснить.
По дороге из Калуги в Минск видели три почти одинаковые аварии. Грузовик с разбитой кабиной в кювете. Заснул? Да, жаркая погода была, но ведь большинство кабин магистральных тягачей имеют кондиционеры. Усталость? С ней не надо бороться - надо отдыхать, как только появились признаки усталости. Останавливаться и отдыхать. Не ехать изо всех сил. "Отключка2 может произойти внезапно - и тогда вот эти виды из кювета…
Россияне в этих местах к автомобилю относится проще. Ездит - и ладно. А то, что относительно свежий автомобиль имеет ржавые проплешины, сквозные дыры, на скорость не влияет.
Потому-то и радуются люди олдтаймерам. Чем глубже в страну, тем больше радости.
Владимир АСТРОВСКИЙ
Фото автора
Специально для ABW.BY