Найти в Дзене
бьюти богиня

Как разобраться со страхами ребенка

Мы живем не в идеальном мире: в нем случаются катастрофы, трагедии, теракты. Что говорить ребенку, когда где-то происходит несчастье? А, может, лучше промолчать и не пугать малыша?

Сразу ответим на главный вопрос: надо ли вообще поднимать эти темы с дошколенком? Многие мамы придерживаются того мнения, что малышу о страшных вещах лучше и не слышать: повзрослеет — тогда и узнает. И все-таки говорить надо. Почему?

Мы живем в мире, в котором сосуществуют сразу несколько информационных пластов: ежедневный и привычный, в котором есть дом, детский сад и школа, суп и мультики, и шоковый — где есть новости, в которых падают самолеты, взрываются дома, погибают случайные люди. Практически невозможно оградить ребенка от соприкосновения с этим страшным пластом: даже если вы не смотрите дома телевизор и не читаете газет, новости мгновенно проникают в мир ребенка — он что-то слышит и видит (на площадке, в садике, в магазине), до него доносятся обрывки взрослых разговоров, среди его сверстников могут быть пострадавшие. К тому же любые напряженные взрослые темы немедленно получают отражение в детском фольклоре, передаваемом из уст в уста.

Впечатлительные дети могу реагировать на это напряжение кошмарами, страхами, странным поведением и ощущением огромной незащищенности и уязвимости. Они нередко начинают бояться не только и не столько за себя, сколько за маму, папу, бабушку, сестер и братьев, домашних животных. Это отражается в игровых сюжетах, вопросах к старшим, рисунках, отказе от привычного распорядка дня.

Чтобы фантазия не разыгралась

Если ребенок пришел с вопросами, связанными со страшными темами, нужно на них отвечать. Если прямо в этот момент вам не приходят в голову дельные мысли, можно попросить его отложить этот разговор ненадолго и собраться с силами. Можно поинтересоваться, почему он спрашивает, и начать разговор с этого. Важно понимать, что оставлять его наедине с этой тревогой нельзя. Детская психика подвижна и изобретательна, впечатлительна и цепка — фантазия заработает, и пробел в информации немедленно заполнится какими-то деталями, объяснениями и подробностями. Например, ребенок может в принципе связать метро с повышенной опасностью и начать разрабатывать план спасения мамы из подземки. Или категорически, до истерики, отказаться спускаться в метро сам. Или же связать появление террористов в доме с темнотой, плохим поведением, непослушанием.
Трудно заранее предсказать, как встроится пугающая ребенка информация в его восприятие мира, поэтому лучше выступить с опережением и «начертить карту» — объяснить, как и почему происходят эти ситуации и как себя в них вести. Выслушать все, что думает ребенок по этому поводу и помочь ему выстроить план действий. Поддержать его в борьбе с тревогой и страхом, выступить на его стороне, укрепить его веру в то, что «вы за него».

О сложном говорим простым языком

Что ответить ребенку, который спрашивает о терроризме?

• Малышам на их вопросы можно сказать, что есть очень злые люди, которые пытаются заставить всех остальных им подчиняться. И, так как просто так никого заставить нельзя, они их пугают. Устраивают очень страшные происшествия. Но людей есть защитники, которые постоянно ищут этих террористов и умеют с ними бороться. Можно рассказать о собаках, которые обучены искать бомбы. О роботах, обезвреживающих подозрительные предметы. И сказать, что вы тоже боитесь, но доверяете защитникам и знаете, что всех террористов обязательно найдут — они больше не смогут никого пугать.

• С детьми постарше (с 6–7 лет) важно говорить о терроре как явлении — как он заставляет людей чувствовать себя в небезопасности в самых обычных ситуациях, поддаваться панике, испытывать недоверие и нападать уже друг на друга. Важно говорить о том, что даже в таких случаях нужно помнить — только сплоченность и взаимная помощь и поддержка могут спасать в ситуации угрозы. Когда люди чувствуют, что рядом с ними есть те, кто готов прийти на помощь, у них появляется опора и надежда. Можно привести в пример Израиль, где кроме полиции и армии есть еще целое сообщество мотоциклистов быстрого реагирования, которые обучены оказывать первую помощь и успевают на место происшествия на 1–2 минуты раньше, чем скорая помощь. Их участие спасает жизни.

ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ ПРИМЕР ТОГО, КАК ПОМОГАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ В БЕДЕ: ВМЕСТЕ СОБЕРИТЕ ВЕЩИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТРАДАЛ

Техника безопасности

Соблюдайте правила и донесите до ребенка:

► если на игровой площадке лежит бесхозная коробка, сумка, ее нельзя трогать — надо позвать взрослых;

► когда рядом прозвучал громкий звук, резкий хлопок, малышу надо лечь на землю и играть в «ящерку»; если начинается беспорядок и ребенок потерялся в толпе, он должен взять за руку или схватить за одежду ближайшую «мамочку» с малышом: она вытащит и поможет найти близких;

► малыш должен четко называть собственные имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии родителей (запомнить это по силам четырехлетнему);

► если идете на мероприятия с большим количеством людей, повесьте на шею или на ручку малыша бирку с его именем и своим мобильным телефоном. (В ситуации серьезного стресса даже общительный и уверенный в себе ребенок может растеряться и впасть в ступор, «забыв» имена мамы и папы).

Воспитание по звездам: особенности характера ребенка по знакам Зодиака

Странные игры

В игре очень часто получают отражения переживания и тревоги ребенка. На повторяющиеся сюжеты стоит обратить внимание. Если ваш малыш:

Играет в агрессора, расстреливает беззащитных людей, закладывает бомбы в своих игровых сюжетах. Это признак того, что у ребенка есть чувства, которые его беспокоят, мучают. Это может быть попытка идентифицироваться с агрессором и, таким образом, уйти от роли жертвы — человека, который в любой момент может быть атакован. Может быть, он так реализует собственные злость и напряжение, которым, наконец, находятся подходящие сюжетные рамки. Эти чувства могут быть связаны с тем, что ребенок чувствует себя отвергнутым, нелюбимым, его потребности игнорируются, и он не может выразить никому то, что переживает. Как минимум, вам стоит присоединиться к игре, ненавязчиво задавая вопросы по ее ходу: это поможет лучше понять настрой ребенка. Хорошей идеей может быть обращение к психологу, чтобы перестроить ваши отношения с ребенком и помочь ему эти чувства выразить и преодолеть.

Изображает жертву, разворачивает сюжеты, где он беспомощен и с ним все время что-то случается: его преследуют, он терпит кораблекрушение, падает на самолете. Возможно, в этих сюжетах ребенок более прямо размещает свои страхи, связанные с опасностями, о которых он слышит или с которыми сталкивается. Кроме этого, он может пробовать проиграть тревожащие сюжеты, тестируя: а справится ли он, «удержит ли штурвал»? Если он находит выходы, получает поддержку волшебных помощников, на ходу меняет правила игры, чтобы сила была на его стороне, — это хороший признак: игра помогает малышу адаптироваться к неопределенности окружающего мира. Если же история заканчивается печально, и герой постоянно мучается, ребенку требуется ваша поддержка. Помогите ему найти удачные решения, которые приведут к счастливому финалу.

Подпишись на наш канал "Бьюти богиня" и стань неотразимой ;)