Найти в Дзене
DRCopywriting

Интервью со специалистами по продвижению в соцсетях

Оглавление

Егор Жохов, 23 года, консультант по SMM, опыт работы — 5 лет:

Еще вчера развлекательные сообщества постили записи типа «Ставь лайк, если любишь маму». На сегодняшний день эта штука уже не пройдёт

Д - Денис, это я. Е - Егор.

Д: Хорошо. Расскажите пожалуйста для людей, которые далеки от SMM, что это вообще такое и чем занимаются специалисты по SMM.

Е: Если совсем просто, SMM — это продвижение в социальных сетях.

На самом деле, СММщиков не существует. Есть люди, которые пишут тексты и другой контент. Есть дизайнеры, которые специализируются на социальных сетях — делают шаблоны постов, оформляют группы. Есть таргетологи — те, кто делают рекламу. А все, что они в комплексе делают — это и есть СММ.

Д: Есть люди, которые ведут группы в разных соцсетях ради удовольствия и интереса. Можете ли вы сказать, что получаете удовольствие от своей работы?

Е: В работе SMMщика важна эволюция — когда мы с партнером поняли, что уже не ловим кайф о самостоятельной настройки рекламы, мы наняли сотрудников и перешли на агентскую работу.

Потом, когда агентская работа надоела, мы перешли в консалтинг. Я не знаю, каким будет следующий шаг. Но пока удовольствие я получаю, конечно. Особенно, когда удается добиться результатов для клиента.

Д: А получается не всегда? Понятно, что всегда есть риски, но что вы делаете, когда работа идет "не по плану"?

Е: Мы, если идет не по плану, приостанавливаем оплату за наши услуги до тех пор, пока не достигнем результата. Но только в том случае, когда предприниматель выполнял все наши рекомендации, не пытаясь сэкономить на каждом углу.

Д: Звучит обнадеживающе.

Как думаете, в какой из соцсетей продвигаться дешевле и эффективнее всего? Остались ли еще площадки с минимальной конкуренцией?

Е: Эффективность определяется целевой аудиторией проекта и самим продуктом. К примеру, продавать что-то пенсионерам в Instagram — плохая идея, как и продавать в этой соцсети что-то, что нельзя сфотографировать.

По моему опыту, сегодня наиболее дешевые площадки сегодня — это «ВКонтакте» и Instagram.

Д: Что важнее - контент или его продвижение?

Е: Зависит от целей. Если для предпринимателя соцсеть — это прямая лидогенерация, и он ведет трафик на сайт, можно забить на контент. Хороший контент — это дорого.

Но таргет — это не контекстная реклама, аудитория там ограничена. Поэтому канал может выгореть, если предприниматель не сформирует сообщество потенциальных клиентов. А как раз для этого и нужен контент.

Мне нравится играть долгую, поэтому мы всегда ставим на контент.

Д: Значит, предпринимателю контент для корпоративных сообществ не так важен. А как насчет развлекательных и информационных?

Е: Нет-нет, поймите меня правильно. Контент всегда важен, если вы хотите строить долгосрочное продвижение. Если задача просто получить трафик на сайт, можно вообще обойтись без сообщества.

То есть, в долгосрочной перспективе контент важен для всех. Более того, это касается не только групп и пабликов, но и личных страниц. И последнее — это новый тренд.

Д: То есть на продвижении без хорошего контента можно получить краткосрочный эффект, а с контентом аудитория удерживается дольше, правильно?

Е: Совершенно верно)

Д: Какие у вас дальнейшие планы развития?

Е: Пару дней назад мы запустили закрытое тестирование нашего сервиса Gandy Mail, он помогает делать ненасильственные рассылки ВКонакте.

Он будет отнимать часть нашего времени, поэтому мы вряд ли будем брать в консалтинг новые проекты (либо существенно повысим стоимость).

Д: Кстати о вспомогательных сервисах. Как вы относитесь к функциональным ботам (такие как боты-переводчики или боты-художники вк)? Они будут развиваться и становиться все популярнее или это просто временный тренд?

Е: Уверен, что они будут развиваться. Их рынок сегодня очень маленький — мне как-то нужно было собрать бота-консультанта, и я выкинул задание на биржу фриланса. В итоге пришлось делать самому.

Но за этим будущее. Бот-художник — баловство, а вот врач, брокер, риэлтор... Бот — это просто новый интерфейс.

Д: И все эти врачи и брокеры будут работать в том числе и в соцсетях?

Е: Ну да. Представьте, заболел у вас живот. Вы пишете боту-врачу, он вас диагностирует и говорит, к какому врачу и куда записаться. Круто же?)

Д: Конечно круто.

Но смогут ли врачи сами создавать себе ботов? Или это пока что слишком сложно?

Е: В том и дело, что пока слишком сложно. Есть несколько конструкторов ботов для ВК, но они ещё плохо развиты. Мне в тот раз самому так и не удалось полноценно бота собрать)

Д: Как насчет того, чтобы сделать бота для создания ботов?)

Е: Не поверите — я гуглил такое. Бота для создания ботов не нашёл, поэтому можно пробовать)

Д: Неплохая идея для стартапа.

Е: Уверен, что кто-нибудь уже в процессе реализации)

Д: Что, кроме новых ботов, в ближайшие несколько лет будет популярно в социальных медиа? Чисто на ваш взгляд.

Грядут ли глобальные изменения или все останется как есть?

Е: Соцсеть будет собирать все больше информации о пользователях, поэтому реклама станет менее раздражающей.

Роль контента вырастет — те, кто не подстроится под «Умную ленту», окажутся за бортом. Это вынудит группы с плохим контентом все больше пользоваться рекламой.

Рассылки от имени сообществ приобретут массовый характер, на этом рынке уже около 100 тысяч пользователей.

Ну и все это будет помогать развиваться электронной коммерции — скоро интернет-магазины проиграют соцсетям.

Д: Тогда останутся ли на плаву популярные, но слабые в плане контента сообщества?

Е: Например?

Д: Большинство развлекательных пабликов вк.

Те же MDK или лепрозорий. Не хочу судить о качестве юмора, но объективно утверждаю, что огромная часть контента там неуникальна.

Е: Еще вчера развлекательные сообщества постили записи типа «Ставь лайк, если любишь маму». Это делалось для того, чтобы выехать в умной ленте новостей, которая была не так уж и умна. На сегодняшний день эта штука уже не пройдёт, насколько я знаю.

Я думаю, что рано или поздно умрут все, кто не делает уникальный контент. Исключения составят агрегаторы. Тот же Лентач не делает контент — он собирает новости и пишет к ним интересные подводки и «пикчи».

Д: То есть будущее обещает быть прекрасным?

Е: Только если попытки ВКонтакте приучить аудиторию к качественному контенту не обернутся провалом. Сложно отписаться от MDK и подписаться на «Постнауку».

Но я в них верю!)

Д: Отмечу, что постнаука не платила нам за рекламу.

Е: Хаха) пусть будет «Арзамас», если угодно. К счастью, примеров становится все больше.

Д: На этой приятной ноте можно и закончить. Что-нибудь напоследок?

Е: Напоследок — никто не приходит в соцсеть, чтобы покупать ваши товары и услуги. Все приходят общаться, посредством контента в том числе.

Надо каждый день помнить об этом.

Д: Спасибо

Мария Веселова, фрилансер, специалист по ВК и Instagram, опыт работы — два с половиной года

Д - Я, М - Марина.

Д: Итак. Первый вопрос. Хотят ли фрилансеры, и вы в частности, в штат?

М: В общем, да, но все зависит от ЗП ;)

Д: А как же радости фрилансера? Свободный график, работа на пляже и все такое?

М: Ну, для меня важнее финансовая составляющая, на отдых - есть отпуск) Я человек с ограниченными возможностями и жизнь сказкой не назвать, поэтому если идти в штат с условием достойной зп.

Понятно.

Д: Как именно проходит работа? Можете описать в этапах?

М: Выполняю поставленные задачи от работодателя. Есть еще у меня софты лидогенерации с помощью которых тоже работаю.

Д: Как работают эти программы?

М: "Видео"

Д: Думаю, эти записи нельзя будет прикрепить к интервью.

...

М: Что - то еще ?

Д: Да. Расскажите пожалуйста, почему вы выбрали именно SMM, а не другую удаленную работу?

М: Просто нравится SMM, хорошо получается, и на этом можно неплохо заработать опять-таки.

Д: Что вы знали об SMM в момент, когда только начинали работу?

М: Мало что знала, чтобы что то подчеркнуть и начать работать, я прошла курсы у Аяза.

Д: Сколько времени понадобилось, чтобы освоить теорию?

М: Теорию и практику — 2 месяца.

Д: Довольно быстро.

Что было после окончания курсов? Как искали первых клиентов?

М: Нет, я уже работала довольно продолжительный срок, но в общем , да именно после курсов я нашла еще больше клиентов.

Д: Как именно это происходило? Или предпочитаете не рассказывать, чтобы не подсказывать конкурентам?

М: Предпочитаю не говорить.

Д: Без проблем.

Вы говорили, что работаете ВКонтакте и в Инстаграме. Как насчёт других соцсетей? Планируете расширять сферу деятельности?

М: Возможно, но в данный момент я сканценирирована на этих двух соц.сетях.

Д: Потому что только ими пользуетесь сами?

М: Я пользуюсь и другими соц.сетями, но реже , чтобы расширяться необходимо набрать команду, так как самой все не охватить.

Д: Это занимает много времени?

М: Немало, не все так просто)

Д: Что занимает больше всего времени? Общение с заказчиками, работа с контентом или что-то другое?

М: Все вместе, пожалуй.

Д: И все же. Если выделить самое времязатратное из всего.

М: Общение, закрытие сделки, написание контента.

Д: Как рождаются идеи для контента?

М: Смотрю, когда у конкурентов, подаю под своим соусом так сказать.

Переделываю.

Д: А креатив?

М: Креатив, само собой, тоже присутствует.

Д: Понятно.

Хотите что-нибудь рассказать от себя?

М: Если честно, то нет, настроения нет.

Д: Ок. Тогда на этом все. Спасибо.

Владислав Цанев, штатный SMMщик, опыт работы — 3 года

Мой рабочий день начинается сразу, как я просыпаюсь.

Д - Я, В - Владислав

Д: Как к вам пришла идея заняться SMM? И работали ли Вы в интернете до этого?

В: Решил создать и монетезировать свой паблик. В процессе начал погружаться в тему. Близкие начали узнавать, что я делаю и появились первые заказы.

Говорили если делаешь, подскажи, помоги.

В конечном счете это стало моей основной деятельностью. Все произошло быстро.

Д: О чем был первый паблик?

В: Городское сообщество Москвы. Ничего особенного. Региональный паблик сложно раскрутить, аудитория более дорогая, чем паблик о шутках или цитаты с юмором.

Д: И как? Были результаты? Какой был пик охвата?

В: Результат был в том, что я практически сразу переключился на сторонние проекты за деньги. В свою группу я вложил совершенно маленькую сумму. Пик это около 2000 человек охвата на пост. При этом люди 18 + и Москва. Я не занимаюсь давно этим пабликом. Его ведет модератор, который помогает мне в этом. Я полностью занят продвижением своих клиентов.

Д: Понятно.

Как обычно проходит Ваш рабочий день?

В: Мой рабочий день начинается сразу, как я просыпаюсь. Первым делом социальные сети и мессенджеры.

Отписываюсь людям, которые работают со мной в команде, обсуждаем изменения. Основные задачи я люблю делать до обеда. Настраивать таргетированую рекламу лучше всего со свежей головой и силами. Я, как правило, делегирую задачи по контенту, но никогда не делегирую задачи по настройке рекламных объявлений и других каналов трафика. День проходит очень разнообразно. Работы много, клиенты разноплановые.

Часто не хватает времени, плюс специфика работы такая, что постоянно нужно следить за новым, обучаться, чтобы быть в тренде. Обучение тоже занимает время.

Д: Разноплановые клиенты... Какой из них был самый необычный? Какой самый странный заказ, который вам поступал?

В: "Смех"

От интернет-магазина БДСМ атрибутики, БДСМтоваров.

Д: И как вы его продвигали?

В: Мы не стали работать с клиентом, на тот момент мы не договорились по цене.

Д: А сколько приблизительно стоят услуги?

В: В среднем, около 40 тысяч рублей в месяц. Но, опять же, очень индивидуально и варьируются. Зависит от инструментов, которые мы используем и от присутствия бизнеса в той или иной социальной сети. С нуля, не с нуля. Требуется контент или нет, какого он должен быть уровня и частота публикаций. Количество настраиваемых каналов трафика. Все это влияет на конечную цену. Все очень индивидуально.

Д: Хорошо. Следующий вопрос. Разработчики мечтают работать в Google. О чем мечтают SMMщики?

В: О хороших клиентах, которые адекватно воспринимают объем работы нужный для их качественно продвижения и соотносят это со своим возможностями и фактической оплатой.

Если серьезно, то я не знаю. Каждый, наверно, мечтает о своем. Думаю, есть и такие smmщики, кто с удовольствием пошел бы работать в российский офис Google.

Д: Как думаете, актуально ли для SMM утверждение, что хороший продукт в рекламе не нуждается?

В: Не актуально.

Д: Коротко, но ясно)

В: "Смех". Спрос в интернете на хороший продукт не может взять на ровном месте. Вы приходите в магазин и видите хорошую куртку или плохую и выбираете и покупаете хорошую, если она нужна. В интернете, как правило, вы выбираете из того, что вам чаще показывают в момент, когда у вас есть потребность.

Д: И, пожалуй, последний вопрос.

Есть ли смысл продвигаться в непопулярных соцсетях вроде Google+? Можно ли там собрать аудиторию, продвигать бренд, продавать и так далее?

В: Продвижение в Goolge плюс имеет большое значение для поисковика гугл. Если вы задумываетесь о таких вещах как SEO (оптимизация под поисковики - примечание), то, наверно, это важно.

Google+ влияет на ранжирование в Google.

Д: А другие? Живой Журнал или Мой Мир, к примеру.

В: В целом, использовать любые источника трафика нужно.

Мой мир — это большая по аудитории социальная сеть)

Д: Эта информация про Мой Мир для меня стала неожиданностью.

Хорошо. Что-нибудь напоследок?

В: Около 28 млн. человек приходят каждый месяц в Мой Мир)

Напоследок хочу сказать, что нужно любить то, чем ты занимаешься, и тогда все получится. Удачи вам!

Д: Спасибо.

Александр Волков, 26 лет, опыт работы - 8 месяцев

Если наши c заказчиком взгляды в чем-то не совпадают - стараюсь это выяснить "на берегу"

Д: Здравствуйте. Что вы больше всего любите и ненавидите в своей работе?

А: Больше всего люблю креативить, придумывать интересные заголовки и изображения. Люблю ситуативный маркетинг: люблю делать сам и смотреть другие работы.

Нет того, что я ненавижу в СММ.

Д: А бывает ли такое, что попадаются неадекватные заказчики? Как с ними работаете и работаете ли вообще?

А: Конечно, бывает по-разному. Как правило, все вопросы решаются на уровне брифа и до начала работ. Если я вижу, что могу быть полезным, могу помочь заказчику с его целями, то берусь за дело.

Если наши взгляды в чем-то не совпадают - стараюсь это выяснить "на берегу".

Д: Сколько пунктов у вас в брифе?

А: Около 20.

Д: Хмм, я думал, больше.

А: Как правило, стараюсь связаться/встретиться с заказчиком и подробно все обсудить перед тем,как заключить сделку.

Д: То есть в процессе работы вы постоянно на связи, чтобы уточнять детали?

А: Да, в процессе тоже, но детали уточнять максимально стараюсь до сделки.

Д: А после окончания сотрудничества поддерживаете контакты?

А: По-разному. В зависимости от продолжительности сотрудничества, наверно. Человеческий фактор. Хотя сам понимаю и знаю, что поддерживать отношения всегда нужно.

Д: Над каким проектом вы хотели бы работать больше всего? Если повоображать.

А: Ахах, люблю делать мемы, поэтому если дать мне поле для деятельности - делал бы ситуативные мемы для конкретной компании.

Д: Работа мечты прям.

Покажете примеры мемчиков?

А: Их не так много, как хотелось бы. Другие долго искать.

Новое блюдо одного из клубов города. Бургер "Звездный лорд".

-2

Д: Неплохо.

Кто из крупных компаний, по-вашему, ведёт самую эффективную SMM-стратегию? В том числе и в плане ситуативных мемов.

А: Бургер кинг.

Д: В чем их фишка?

А: В том, что они очень круто делают ситуационные посты.

Д: Понятно.

Следующий вопрос. Хотели бы выйти на иностранные рынки? Работать с американскими компаниями и продвигать их в Facebook, к примеру?

А: Это был бы новый опыт для меня. Попробовать стоит однозначно.

Д: Хорошо.

Что самое важное из того, что вы усвоили за время работы в SMM? Уж простите за такие абстрактные вопросы.

А: Лояльность клиента.

Д: Я имел ввиду, чему вы научились.

А: Я учился несколько месяцев, очень много тем и по маркетингу и по СММ.

Д: Эммм. Окей. На этом и закончим. Что-нибудь напоследок?

А: Да все вроде