На днях из «Симпсонов» уволили Альфа Клаузена — композитора, который сочинял музыку для сериала последние двадцать семь лет. Он написал саундтрек к 560 эпизодам, включая культовую заглавную тему. Вспоминаем, какая ещё музыка к мультфильмам вошла в историю.
Самая трогательная
Музыка к диснеевскому мультфильму 2014 года «Холодное сердце», одновременно волшебная, героическая и очень смелая, стала идеальным сопровождением сказки. Саундтрек включает тридцать две композиции — как вокальных, так и оркестровых, что беспрецедентно много. В чартах альбом имел огромный успех, и даже обогнал Бейонсе. И неудивительно: большинство треков написал Кристоф Бек, автор знаменитой мелодии из «Розовой пантеры».
Почётное второе место: Мультипликационная драма «Вверх!» на самом деле светлая и добрая, но почему-то, когда смотришь её, на глаза постоянно наворачиваются слёзы. Возможно, дело в душещипательном саундтреке Майкла Джаккино, который писал музыку и к другим творения студии Pixar («Рататуй», «Суперсемейка»). Впрочем, и без озорных и забавных тем тут не обошлось. Все эти мелодии с разными настроениями связаны воедино при помощи приема тематической трансформации (или развития) — его обычно используют в масштабных произведениях классической музыки.
Самая эпичная
Анимационную экранизацию «Властелина колец» 1978 года Ральфа Бакши сегодня мало кто вспоминает, а жаль. Помимо прочих достоинств, у неё был вдохновляющий саундтрек Леонарда Розенмана — композитора, который работал над музыкой к «Стартреку», «Барри Линдону» Кубрика и ещё более ста фильмов. Альбом с этими композициями был настолько популярен, что его переиздали в 2001 году.
Самая дурацкая
Песенку из титров «Южного парка» — незамысловатую, грубую, но привязчивую, — может напеть каждый, кто хоть раз смотрел этот сериал. Кстати, в мультфильме много других запоминающихся композиций — например, песня Эрика Картмана «Kyle’s Mom Is A Stupid Bitch». А к полнометражке, вышедшей в 1999 году, создатели выпустили целый диск с песнями в исполнении главных героев мультика: среди них была обвинительная композиция в адрес Канады и романтичное повествование Шефа о том, как правильно заниматься любовью.
Самая смешная
Создатель сериала «Гриффины» Сет Макфарлейн — музыкант со стажем, работавший со многими корифеями сцены (Нора Джонс, Чак Бергхофер — басист Фрэнка Синатры), и это заметно по его анимационному детищу. Музыкальные номера в «Гриффинах» разнообразные, с джазовыми элементами, изощрёнными вокальными партиями, а заглавная тема так и норовит завязнуть в зубах. Ну и в остроумии Макфарлейну не откажешь: герои сериала не раз создавали музыкальные группы, исполняющие оригинальный материал. Например, Стьюи сочинил уморительную песню про «mommy liked to party when you were in the belly (...) that’s why you are dumb» («мамочка любила тусоваться, пока ты был в животике, поэтому ты тупой»), которую посвятил своему старшему брату Крису. любовью.
Самая умная
Для саундтрека к «Тому и Джерри» композитор Скотт Брэдли использовал сложную комбинацию джаза, классики и поп-композиций. Он придумывал новые аранжировки к классическим джазовым композициям, а саму музыку записывал целый оркестр. Кстати, помните эпизод, в котором Том играет «Венгерскую рапсодию» Листа?
Брэдли также использовал музыку из знаменитых фильмов компании «Метро-Голдвин-Майер»: «Волшебник страны Оз», «Бродвейская мелодия», «Хижина на небесах».
Почётное второе место: Для «Спящей красавицы» Клайда Джероними 1959 года диснеевские композиторы взяли музыку из балета Чайковского и сопроводили её сентиментальной лирикой. На знаменитый вальс «Однажды во сне», написанный специально для мультфильма, даже сделала кавер Лана Дель Рей.
Самая титулованная
Действительно великий саундтрек, который знают все, был написан к «Королю Льву». В записи альбома, который был продан тиражом десять миллионов копий и собрал с полдюжины престижных наград, приняли участие Ханс Циммер, Элтон Джон (он написал и исполнил целых три песни), Тим Райс, Вупи Голдберг, Джереми Айронс.
Почётное второе место: Композитор Алан Менкен и автор текстов Ховард Эшман тоже получили два «Оскара» за музыку к «Красавице и Чудовищу» 1991 года: в номинациях «Лучший оригинальный саундтрек» и «Лучшая песня к фильму» (за сингл «Beauty and the Beast»). И это понятно — у них ведь даже чашка пела прекрасно! Ещё две статуэтки Менкен отхватил за саундтрек к «Аладдину» 1992 года — за лучшую инструментальную музыку к фильму и, опять же, за лучшую песню. Интересный факт: Джинна в этом мультфильме озвучивал актёр Робин Уильямс.
Самая необычная
Диснеевская «Фантазия» 1940 года — не мультик в привычном смысле слова, но путешествие в мир Уолта Диснея с полноценным оркестровым сопровождением, попытка изобразить музыку с помощью средств анимации. Режиссёрами этой полнометражки стали аж девять человек, а саундтрек составлен из композиций Баха, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Шуберта и других классических композиторов.
Почётное второе место: Французский мультфильм «Персеполис» (2007), рассказывающий историю иранской девочки, бегущей от Исламской революции, потребовал сложного и эмоционального музыкального сопровождения. Оливье Берне, которого ранее номинировали на «Оскар» за фильм «Цыпленок с черносливом», отлично справился с задачей. Фильм возмутил власти Ирана, однако всё равно вышел на экраны в этой стране.
Самая атмосферная
Дэнни Эльфман — любимый композитор Тима Бёртона. Он написал музыку к его «Кошмару перед Рождеством» 1993 года и многим фильмам. Они с режиссёром подходят друг к другу, как череп к костям: сказочный саундтрек — одна из «фишек» картин Бёртона, благодаря которым их не спутаешь ни с какими другими.
Почётное второе место: В «ВАЛЛ.И» много хорошей музыки, в основном инструментальной — странной, гипнотической, космической. Но всё же вне конкуренции песня «Define Dancing» Томаса Ньюмана — очаровательная любовная тема Валли и Евы, удостоенная «Грэмми». В саундтрек также вошли популярные вокальные композиции («Down to Earth» основателя Genesis Питера Гэбриела) и треки, которые ранее прозвучали в фильме Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» — именно он и послужил вдохновением для режиссёра «ВАЛЛ.И» Эндрю Стэнтона.
Актриса Грета Гервиг и режиссёр Ноа Баумбах создали самый правдоподобный портрет поколения в независимом кино 2010-х. Как им это удалось?
«У нас прекрасная молодёжь! Можно сказать, героическая! Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодёжь», — эту фразу из фильма «Курьер», сказанную почтенной старушкой на семейном празднике, помнит каждый любитель перестроечного кино. Прошло тридцать лет, однако почему-то до сих пор принято спрашивать о молодёжи кого угодно, кроме собственно самих молодых. Ноа Баумбах — один из немногих режиссёров современности, способный правдоподобно рассказать о жизни нынешних двадцатилетних. Помогает ему в этом сценаристка и актриса Грета Гервиг, сыгравшая знаковые роли в двух его фильмах — «Милая Френсис» и «Госпожа Америка». Героини Гервиг стали собирательным образом миллениала — точно так же, как когда-то Фёдор Дунаевский воплотил в своём герое молодых людей времён перестройки.
1. Временная работа в ожидании работы мечты
Место секретаря вместо карьеры танцовщицы и роль самоучки-неудачницы вместо статуса хозяйки собственного кафе? Это лишь временные трудности. Всё будет по-другому, надо лишь немного подождать и пересидеть. Героини Гервиг — Френсис и Брук — воплощают в себе то, что по-английски называется shorter-term employment: краткосрочная занятость в ожидании другой, более привлекательной работы. Работа мечты, так же как и будущее, всегда остаётся за кадром, пока героиня комиксов авторства Брук днём работает госслужащей, а по ночам превращается в суперженщину.
2. Особый наряд для прокрастинации и провалов
Белая рубашка и белое пальто Брук из «Госпожи Америки» — это костюм лузера, который есть у каждого ищущего себя жителя большого города. Уж если проигрывать — то в идеально сидящей рубашке. Да-да, это тот самый безупречный лук, который вы долго подбирали, прежде чем никуда не пойти и остаться прокрастинировать дома.
Пальто, в котором Гервиг стремительно перемещается по Нью-Йорку, отлично рифмуется с нарядным плащом главного героя «Курьера», подаренным в конце фильма другу Базину вместе с пожеланием «мечтать о чём-нибудь великом».
3. Спонтанные путешествия
Внезапно купить на последние деньги билет в Париж, чтобы побродить три дня в одиночестве, или нагрянуть в загородный дом бывшего парня, устроив перед случайными гостями феерическое выступление, — что может быть лучше? Уж точно не отправиться на предсказуемые каникулы, чтобы испытать стандартный набор эмоций.
4. Многозадачность
В обоих фильмах Баумбаха главная героиня не ходит, а всё время куда-то бежит. Ведь то количество дел, что она на себя легкомысленно взвалила, можно делать только на бегу и мимоходом, попутно отвлекаясь на тысячу разговоров и мелочей. Ни у Брук, ни у Френсис нет времени на раздумья. Их головы одновременно заняты кучей проектов мечты: от кафе, где можно сыграть в настольные игры и подстричься, до собственной балетной школы.
5. Лучший друг вместо отношений
В обоих фильмах звучит мотив о том, что дружба в большом городе сегодня значит куда больше, чем секс. «Несвидабельный» — одно из главных слов в «Милой Френсис». Парням здесь отводится второстепенная роль, они лишь дополнение к образу главной героини. А все истерики, рассказы о грандиозных планах и признания достаются лучшей подруге или сводной сестре, внезапно подвернувшейся под руку и написавшей о тебе точный и беспощадный рассказ. И ещё неизвестно, в чём больше романтики — в дружеских приключениях или в бытовых разговорах с парнем, рассуждающим о котах в съёмной нью-йоркской квартире.
Источник: https://storia.me/ru/@anastasia.moth/kinoplenka-3soxhh/zvuki-multikov-legendarnye-saundtreki-animirovannogo-kino-3058ov