Экодизайн и охрана окружающей среды сейчас самый настоящий мейнстрим. Именно в этом ключе компания «Electrolux» решила провести очередной международный конкурс студенческих дизайн-проектов «DesignLab-2007».
Сам конкурс – это не только демонстрация новых концептов, но еще и отличная возможность для молодых дизайнеров показать свой потенциал. В этом году конкурсанты должны были создать инновационные разработки бытовых приборов, которые не будут наносить вред окружающей среде и использование которых станет возможным уже в 2020 году. Работы оценивались сразу по нескольким критериям: удобство дизайна, инновации, польза для потребителей, положительное влияние на экологию и вероятность того, что идеи (то есть сами продукты) смогут-таки быть реализованы в будущем – ведь большинство проектов разрабатывалось на основе лишь теоретических исследований и технологий, не применяемых в настоящее время. Анализируя потребности будущего поколения, участники сами выбирали объекты для «экспериментов», поэтому зачастую и идея, и ее воплощение были весьма нетрадиционными…
Свои разработки (в том числе и изготовленные дизайнерами «Electrolux» макеты в натуральную величину) восемь финалистов смогли наглядно продемонстрировать международной прессе в конце ноября в Париже, где жюри (дизайнер Матали Крассе, промдизайнер Джейсон Бредбари, эколог Селин Кусто – внучка Жака Кусто – и вице-президент «Electrolux» по глобальному дизайну Хенрик Отто) и определило победителя. Его ждал приз в размере 5 тысяч евро и шестимесячная практика в одном из центров глобального дизайна компании «Electrolux» – неплохой старт для начинающего дизайнера!
У нас, к сожалению, интерес к проблеме экологии присутствует не так явно, точнее, практически отсутствует. Поэтому российским журналистам было достаточно странно наблюдать, например, за презентацией цветочного горшка, способного (пока, правда, только теоретически) перерабатывать пластик в компост. Или же проникнуться идеей освежителя воздуха, работающего на солнечной энергии и крепящегося к окну: почему бы просто не открыть форточку? Неплохая задумка была с холодильником, состоящим из отдельных ячеек, поддерживающих определенную температуру для каждого продукта. Только сколько же уйдет материала на его изготовление?! Или вот, к примеру, душ, использующий «водную пыль», то есть практически микроны воды.
Его огромный плюс – минимальный расход воды, а минус – как, интересно, предполагается в нем мыть голову и сколько уйдет времени на то, чтобы хотя бы намочить волосы (особенно длинные)? Проект стиральной машины, работающей на «мыльном» орехе, почти не вызвал нареканий, один только маленький вопрос: если эта стиралка пойдет в производство, как скоро сам орех появится в Красной книге, а то и вовсе исчезнет как вид?.. Подобных недоумений было множество. Тем не менее то, что подкупало на все сто процентов в любом проекте, – это сами презентации, выполненные настолько профессионально, толково и интересно, что даже самая спорная идея почти не вызывала сомнений. Вот чему точно следует учиться нашим дизайнерам: грамотная подача – почти стопроцентный залог успеха проекта.