Вследствие двух фатальных столкновений военных кораблей ВМС с коммерческими судами в общей сложности 17 матросов было потеряно в открытом море этим летом. Эти события вызвали обеспокоенность командования и общественности в контексте потери или полного отсутствия базовых навыков и опыта управления кораблем у современного поколения молодых офицеров ВМС США.
Проблема заключается в том, что, по словам действующих и бывших офицеров, опрошенных The Navy Times, нынешнее поколение моряков, которые поднялись до уровня командного звена, испытывает недостаток в навыках, обучении, образовании и опыте, необходимых для эффективной и безопасной эксплуатации судов в море. «В настоящее время в военно-морском сообществе существует систематические пробелы в морской культуре, особенно на уровне руководителей департамента», — заявил отставной капитан ВМС США Рик Хоффман (Capt. Rick Hoffman), который командовал крейсером Хью-Сити (USS Hue City) и фрегатом DeWert, а по выходу на пенсию преподавал технику судовождения в Мэйпорт. «Сегодня мы не премируем за то, что являемся хорошими мореплавателями, мы премируем за административные качества и качество приема различных инспекций», — сказал Хоффман. За «показуху» сказали бы у нас в России.
Серия несчастных случаев и, в частности, происшествие 20 августа с эсминцем Джон Маккейн (USS John S. McCain) потрясла весь американский флот. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Скотт Свифт (Adm. Scott Swift) направил своим командирам письмо, в котором сообщил, что происшествия произошли при проведении «самых рутинных операций», The Navy Times приводит копию документа.
Начальник военно-морских операций Джон Ричардсон (John Richardson) дал команду приостановить операции ВМФ по всему миру, однодневная «пауза» была введена с целью вернуть флот в нужное русло. Тем не менее, многие действующие и бывшие офицеры говорят, что проблема восходит к 2003 году, когда военно-морской флот серьезно сократил первоначальную подготовку, полагая, что молодые офицеры просто получат недостающие знания в море. В то же время растущая зависимость ВМФ от технологий привела к разрушению базовых навыков мореходства, сетуют бывшие офицеры.
Ветераны американского флота активно выступают за возвращение к азам обучения мореходным дисциплинам для действующих офицеров флота. Каждый руководитель того или иного департамента, к кому бы активисты не обращались, отводит глаза и старается реагировать по принципу «моя хата с краю». Конкуренция и карьеризм заставляют офицеров бояться говорить о проблемах и создают атмосферу, где каждый сам за себя и для себя.
ТРЕНИРОВКА В КОРОБКЕ
В течение последних 30 лет все офицеры военно-морского флота начинали свою карьеру с прохождения курса по наземным операциям в Школе для офицеров Surface Warfare School в Ньюпорте, штат Род-Айленд, изучая теорию судовождения и руководства экипажем морских судов, своих будущих матросов в качестве командиров подразделений. Все изменилось в 2003 году, когда ВМС решили ликвидировать школу «SWOS Basic» и просто отправить офицеров флота в море, чтобы учиться в процессе прохождения службы. Сделано это было главным образом с целью экономии средств, что негативным образом сказалось на качестве подготовки моряков, — сказал отставной офицер ВМС США коммандер Курт Липполд (Cmdr. Kurt Lippold), бывший командир эсминца Коул, который подвергся атаке террориста-смертника в 2000 году в Йемене) изданию The Navy Times. Тем саамы в результате сокращения бюджетного финансирования, безопасность работы флота в море была поставлена под угрозу, что и выразилось в недавних трагических эпизодах.
После 2003 года каждому молодому офицеру был назначен курс из 21 компакт-диска для самостоятельного обучения непосредственно в море, в шутку называемый «SWOS в коробке». Молодые офицеры должны были проходить этот курс без инструкторов и в свободное время, где-то между выполнением своих непосредственных обязанностей на корабле, руководством подчиненным личным составом и получением необходимой квалификации.
Читайте Что происходит между Россией и США
Основная проблема здесь не на уровне офицерского звена отдельных кораблей, она глубже, она в головах руководителей соответствующих департаментов. Они робки, они не принимают конкретных решений, а проблема растет и принимает системный характер.
В последние годы произошел толчок в активизации обучения молодых офицерских кадров. Теперь существуют курсы для всех уровней офицеров ВМФ вплоть до командира корабля. Молодые офицеры сначала отправляются на свои корабли, а затем, спустя несколько месяцев, садятся за парту на девять недель. Увы, лишь несколько дней из них посвящены навыкам навигации и мореходства. Все остальное время направлено на изучение материально-технической стороны кораблей и обучение офицеров по специальностям. Затем они переходят к получению более продвинутых навыков, но это всё еще не то, что нужно морскому офицеру. Это еще только часть первоначального обучения.
Руководством ВМФ США было принято решение о всестороннем изучении причин столкновения эсминца Маккейн, в том числе пробелов в обучении офицеров, их индивидуальную подготовку и профессиональное развитие, включая школу Surface Warfare Officer School.
Ответственность военно-морского флота заключается в том, что молодые офицеры, не получившие необходимых навыком и опыта выходят в море. Такое положение дел ставит под сомнение, как заявляют американские чиновники от флота, превосходство и профессионализм ВМС США. В процессе обучения молодых офицеров часто пренебрегают даже обучением на симуляторе, что многие исследователи ставят во главу угла современных методов обучения морскому делу. Это помогает сократить бюджетные расходы и дать необходимые знания, умения и навыки молодому пополнению американских боевых кораблей.
Программе «Тренировка в коробке» («SWOS in box») скоро исполниться 15 лет, а это значит, что первые ее «выпускники» скоро приступят к самостоятельному руководству боевыми кораблями. Некоторым из них повезло служить среди профессионалов и быть под началом опытных наставников. Но чаще всего новый офицер просто «окунался» в рутину морских операций и времени на повышение своей квалификации просто не оставалось. В результате всего американские корабли сейчас «кишат» такого рода «недоучками», что негативно сказывается на безопасности судоходства.
Читайте Татуировки ветеранов армии США: потери, служение, патриотизм, сопротивление.
Американский флот слишком много отдает на откуп новым технологиям. Одной из первых реакций на происшествия с эсминцами стала идея обратиться к военной промышленности, чтобы она разработала новые системы для более безопасной эксплуатации судов. И лишь немногие обратили внимание на системный кризис в обучении офицеров флота.
«Корабли не сели на мель! Один движущийся объект столкнулся с другим! Когда ты смотришь на радар, ты не смотришь в окно, а для моряка нет ничего важнее своих собственных глаз», — сказал Хоффман.
Деструктивным фактором стали для морских офицеров события в Ираке и Афганистане. До 2010 года многие офицеры военно-морского флота, которые должны были учиться своей работе, вообще не были на судах. В критические моменты своего профессионального развития они были отозваны со своих кораблей и отправлены в качестве советников и наставников простым солдатам и морпехам, сражающимся на земле.
Морской офицер настолько занят изучением боевых систем корабля, другими техническим вопросами, рутиной и т.д., что ему не всегда остается время на сон. Не случайно, отмечают эксперты, столкновения произошли в утренние часы. И если так будет продолжаться и дальше, то военно-морской флот США ждут новые происшествия с их кораблями.
Источник: Military Times