Найти тему

Возвратный платеж или chargeback

Ежедневно совершая покупки товаров или услуг мы используем платежные карты. Для этого мы рискуем и вводим данные нашей банковской карты, подтверждаем транзакцию, деньги уходят с нашего счета, а взамен мы получаем результат. Или не получаем, к сожалению, при столкновении с недобросовестными продавцами бывает и такое. Что делать в этом случае? Можно ли вернуть деньги? Можно! Все не так сложно — вам необходимо оформить чарджбэк. Что это такое и как работает разберемся.

Для начала разберемся что скрывается за этим иностранным словом, сhargeback — это особая процедура, доступная держателю банковской карты в случае, когда он оплатил покупку или услугу, но она не была ему доставлена или оказана либо была оказана недолжным образом (иной товар или брак товара, некачественно выполненная услуга и другое). Chargeback может быть применен и в случае мошеннического списания средств.

Эту услугу предоставляет для нас все крупные платежные системы (VISA, MasterCard, МИР). Они берут на себя риски за транзакции пользователей, защищая пользователей от нечистоплотных продавцов и снимают с нас ответственность за неавторизованное использование наших карт в случае их утраты или несанкционированного использования. Их держатели могут вернуть свои деньги посредством chargeback в случаях банкротства или мошенничества. А так как платежные системы являются международными, неважно в какой стране ваша карта была выпущена. Важно понимать, что chargeback – не банковская услуга, а инструмент, с помощью которого банк-эмитент может затребовать возврат денег с банка-эквайера в определенных ситуациях по правилам международной платежной системы.

При столкновении с неприятной ситуацией с продавцом не стоит сразу прибегать к процедуре chargeback. Возможно деньги вам вернут через процедуру refund (добровольный возврат платежа без вовлечения банка и платежных систем), что для клиента будет гораздо быстрее и удобнее. Если же продавец по тем или иным причинам отказывается возвращать деньги, направляем обращение о возврате денежных средств в банк, выпустивший карту, платеж по которой мы оспариваем и прилагаем доказательства. После чего стоит лишь ждать решения банка. Не стоит тянуть с обращением, в большинстве случаев срок давности для инициирования chargeback — 120 дней, если не обратиться вовремя вернуть деньги уже точно не получится. Для пользователей карты платежной системы «Мир» есть преимущество, срок подачи заявления составляет 180 дней. Максимальный срок подачи заявления в банк-эмитент указан в вашем договоре с банком (примерно 30-60 дней). Однако помимо банковского регламента существует регламент платежных систем (максимум 540 дней), имеющий приоритет над банковским договором.

Но не стоит слишком быстро ждать возврата денег, даже если операция chargeback одобрена деньги могут возвращаться на счет, с которого был оплачен товар, до одного года по картам международных платежных систем и до одного месяца — по картам «Мир».

Процедура chargeback будет полезна и в случае двойного списания стоимости покупки с карты. А также если банкомат не выдал вам запрошенную сумму, но с карты ее списал или не зачислил внесенные средства. Иными словами вы либо не воспользовались своими деньгами, либо не получили услугу.

Помните, что сhargeback — это досудебная процедура. С ней можно проще и быстрее вернуть деньги, чем через суд. Однако если в возврате средств по чарджбэку вам отказали, то всегда можно обратиться в суд. Для клиента запуск и ведение процедуры chargeback бесплатны.