Сообщение грянуло как гром среди ясного неба. И хотя для нашего канала это не новость, такой широкий резонанс в СМИ мы не могли пройти стороной. Причина - многие клиенты крупных банков стали жаловаться, что банки стали требовать от них в трехдневный срок предъявить документы, оправдывающие перевод денег. И блокировать карту, если их нет.
Что происходит
В некоторых банках (появились сообщения, что это Тинькофф, Сбербанк, Альфа-Банк, Бинбанк и другие), срабатывает специальная автоматизированная система, блокирующая два вида операций:
- Подозрительные операции, которые могут считаться мошенническими;
- Операции, в отношении которых имеются основания считать, что они призваны для отмывания денег.
Ответственному сотруднику, увидевшему такое выявление, следовало бы понять, что это обычные переводы между физическими лицами и не заострять на это внимание. Но компьютеры в банках становятся главнее людей (это мы знаем сами, так как работали в банках в сфере информационных технологий и компьютерной безопасности), поэтому банковский функционер попросту приостанавливает перевод и ставит операцию на "не выясненные".
Что это значит для клиента
Для клиента всё плохо. Банк требует, чтобы физлицо принесло все документы, поясняющие данный перевод. То есть договора, акты, основания, расписки и т.д. Всё в письменном виде и всё срочно. Если для Сбера это еще куда ни шло, для онлайн-банков, вроде Тинькова, требуется отправка в центральный офис.
Если срок не соблюден, пластиковая карта блокируется. Невозможно с нее снять деньги или перевести с нее имеющийся баланс.
А что ЦБ?
ЦБ в курсе. Как и мы ). Но он считает, что проблемы в этом нет. "Массовых жалоб не поступало". То есть судьба отдельных клиентов, выбранных практически случайным образом, никого не волнует.