Из-за образов в массмедиа и искусстве мы привыкли думать о психопатах как о убийцах, изгоях и аутсайдерах общества, но психопат с легкостью может оказаться вашим коллегой, другом или партнером. Вы можете общаться с таким человеком и не осознавать, что некоторые черты его поведения могут быть обусловлены расстройством личности. Но как отличить человека с психопатическими наклонностями? И что вообще нужно делать с такими людьми?
Есть несколько вещей, которые мы принимаем как должное в социальных взаимодействиях с другими людьми. Мы исходим из того, что видим мир примерно одинаковым образом, что все мы знаем некоторые основные факты о жизни, что слова означают для нас то же самое, что и для них. И мы предполагаем, что у нас есть довольно похожее представление о хорошем и плохом. Но это неверно в отношении многих людей, которых принято называть психопатами, поскольку эти люди не умеют испытывать раскаяние, сочувствие, да и в целом их чувства довольно поверхностны. Они не способны на эмпатию и практически не могут разделять эмоции других людей. В результате своего психического расстройства некоторые из них становятся насильственными преступниками и убийцами. Но далеко не все.
Профессор и криминальный психолог Роберт Хаэр создал оценочную систему PCL-R, которую используют эксперты во всем мире для определения психопатии. На протяжении десятилетий он изучал людей с психопатологией и работал с ними. «Я до сих пор удивляюсь существованию настолько эмоционально отчужденных психопатов, которые воспринимают других людей исключительно как объекты для для манипуляции и уничтожения», — признавался Роберт. «Психопат рассматривает мир совершенно по-другому. Все равно что слепой попробует представить красный цвет, но в этом случае красный — это эмоции других людей».
Наше понимание мозга все еще находится в зачаточном состоянии, и не так много лет прошло с тех пор, как психологические расстройства рассматривались как недостатки характера. Постепенно мы научились воспринимать психические проблемы как болезни, похожие на нарушения работы других органов человеческого организма. Но психопатия бросает вызов этой устоявшейся точке зрения.
Тест Хаэра достаточно прост и представляет собой список из 20 критериев, каждый из которых можно оценить как 0 (если это не относится к человеку), 1 (если частично относится) или 2 (если относится полностью). Эти оценки нужно суммировать для определения результата.
Полный список:
- Бойкость, говорливость, желание показаться харизматичным
- Значительная переоценка своих возможностей;
- Потребность в постоянной эмоциональной стимуляции;
- Патологическая лживость;
- Манипулирование другими людьми;
- Отсутствие чувства вины;
- Слабое выражение эмоций;
- Паразитический образ жизни;
- Слабый контроль за поведением;
- Беспорядочная сексуальная жизнь;
- Проблемы с поведением в детстве;
- Отсутствие долгосрочных жизненных целей;
- Импульсивность и непредсказуемость;
- Безответственность;
- Неспособность признать свою вину;
- Множество кратковременных сексуальных связей;
- Совершение преступлений в детстве и юности;
- Регулярное нарушение обязательств;
- Склонность к совершению преступлений;
Человек с выраженной психопатией наберет в совокупности больше 30 баллов. Но не стоит спешить с выводами при анализе полученных результатов, поскольку мы не можем точно сказать, нужно ли называть психопатию болезнью или стилем жизни. Любой, кто прочитает список выше, сможет приписать несколько критериев себе или знакомым людям, а в среднем обычный человек без криминального прошлого наберет около 5 баллов. «Оценки относительны», — предупреждает Хаэр. «Есть люди, которые набирают достаточно баллов, чтобы называться психопатами, но на самом деле они не создают серьезных проблем окружающим. Часто они наши друзья, с ними весело быть рядом. Они могут время от времени использовать нас и манипулировать нами, но не более того».
В своей книге «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов» Хаэр пишет: «Когда я провожу исследованиями с двумя людьми, кто набирает 35 и 36 очков, то я знаю, что они сильно друг от друга отличаются. Мы считаем инопланетянами тех, кто набирает максимум очков». Поэтому если вы (или ваш знакомый) набрали больше 30 очков, то это можно воспринять как повод задуматься о своем образе жизни, но не нужно паниковать. Серьезные опасения нужно испытывать только если вы набрали больше 35 очков.
Мы привыкли думать о психопатах как о хладнокровных убийцах. В этом повинны такие люди, как американский серийный убийца Тед Банди. Он убил, по крайней мере, 30 человек и говорил про себя: «Я хладнокровный сукин сын. Мне просто нравится убивать».
Но многие психопатические черты не обязательно являются недостатками, они могут при определенных обстоятельствах быть преимуществом. Ради написания книги «Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу», Хаэр и другой исследователь Пол Бабиак пообщались с 203 сотрудниками крупных компаний и обнаружили, что около 4% из них набрали достаточно баллов на опросе, чтобы заслужить звание психопатов. Отсутствие моральных принципов и безразличие к страданиям других людей могут быть полезными чертами, если вы хотите развиваться в сфере бизнеса.
«Существует два типа эмпатии», — говорит Джеймс Фэллон, невролог Калифорнийского университета и автор книги «Психопат внутри: личное путешествие нейробиолога в темную сторону мозга». Когнитивная эмпатия — это способность знать, что чувствуют другие люди, а эмоциональная эмпатия принуждает вас испытывать те же чувства, которые испытывают другие люди. К примеру, аутисты могут быть очень чуткими — они хорошо чувствуют боль других людей, но очень плохо распознают сигналы и считывают язык тела, они не понимают улыбок и печальных выражений лиц. Психопаты часто противоположны: они знают, что вы чувствуете, но сами этого не ощущают. Это дает некоторым психопатам большое преимущество, потому что они могут понять, о чем вы думаете, но им все равно, поэтому они могут использовать ваши чувства против вас самих.
Недавно американские нейробиологи разгадали причину ненормального поведения психопатов. Для этого им пришлось привезти в клинику почти полсотни заключенных. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron. По словам одного из авторов работы, психолога из Гарвардского университета Джошуа Бакхольца, долгие годы исследования психопатии были сосредоточены на эмоциях пациентов. Для этого авторы работы съездили в одну из американских тюрем и привезли в свою лабораторию 49 заключенных с разными оценками по шкале психопатии, которым проводили функциональную магниторезонансную томографию в условиях выбора награды: небольшого количества денег немедленно или большей суммы через какое-то время.
Оказалось, что мозг психопата во время теста проявлял большую активность полосатого тела (стриатума), главным же маркером психопатии стала более слабая связь между прилежащим ядром (NAcc, nucleus accumbens), небольшой группе нейронов стриатума, которая является частью мезолимбического пути, отвечающего за формирование страха, смеха, зависимости, агрессии и вентромедиальной префронтальной корой, которая ответственна, в том числе, за способность учитывать последствия своих действий. Так что психопатия действительно имеет под собой нейробиологические, а не только психологические основания.
И хотя психопатия имеет под собой нейробиологическую основу, нельзя полагаться только на результаты МРТ. В 2005 году Джеймс Фаллон изучал результаты сканирования своего мозга и обнаружил, что согласно исследованию у него мозг психопата. При этом всю свою жизнь он вел скромный образ жизни ученого и никому не повредил. Поэтому нельзя просто просканировать чей-то мозг и поставить диагноз психопата, вместо этого нужно сделать выводы на основе черт его личности.
«У меня был пациент, который вызывал подозрения уже своей внешностью. Он выглядел как серийные убийцы, дела которых я изучал», — говорит Фаллон. «Общение с ним было необычным опытом. Он рассказывал, как он часто подвергал свою семью опасности, заразил своего брата смертельным вирусом и чуть не скормил своего сына диким зверям. В молодости он часто совершал преступления: крал машины, собирал кустарные бомбы, устраивал пожары. Когда его задерживала полиция, он не испытывал никаких чувств и не ощущал беспокойства. Тем не менее он очень успешный в работе, занимает высокую должность в большой компании. Его жена говорит, что она замужем за «забавным, счастливым и милым парнем» на публике, но в частных разговорах признается, что вышла за «страшного человека, которого не любит». В общении он и правда может быть приятным и забавным, что соответствует критериям психопата. В нем можно заметить признаки стремления казаться харизматичным, неспособности испытывать глубокие чувства и значительной переоценки собственной личности».
Психопаты считают, что они мыслят рационально и не воспринимают свой образ жизни как нечто плохое. Однажды Хаэр встретил психопата, который сказал: «Моя проблема в том, что, по мнению психиатров, я думаю больше головой, чем сердцем. Что я должен делать? Расплакаться?». Другого психопата спросили, не сожалеет ли он о нападении на жертву грабежа, на что тот ответил: «Он проведет несколько месяцев в больнице, а мне предстоит много лет гнить в этой тюрьме. Если бы я хотел его убить, я бы перерезал ему горло. Я хороший парень, дал ему поблажку».
И все же тяжело классифицировать психопатию как расстройство личности, особенно если речь идет не о преступниках. Хаэр признается, что ему было бы бы очень трудно диагностировать психопатию у политических деятелей или крупных бизнесменов, поскольку в этих сферах психопатические наклонности могут восприниматься как положительные качества. Один из знакомых профессору психопатов сказал, что его проблема в том, что он кошка в мире мышей. Если вы сравните мозговую деятельность кошки и мыши, вы обнаружите, что они сильно отличаются. Психопатия могла бы быть эволюционно успешной стратегией для многих наших предков и может приводить людей к успеху даже сегодня. Склонный к манипулированию другими людьми, психопат может стать членом любого сообщества и притворяться, будто она разделяет ценности окружающих людей.
Что делать с такими людьми? Нужно ли их лечить? «Психопатия, вероятно, является самым приятным из всех психических расстройств», — говорит журналист Джон Ронсон, чья книга «Тест на психопата» внесла вклад в исследование концепции психопатии и индустрии психического здоровья в целом. «Все морально положительные чувства так или иначе связаны с болью: чувство вины, раскаяние, сопереживание. А вот психопаты этой боли не испытывают и чувствуют себя прекрасно, они не отящены могут моральными заботами и могут быть очень продуктивными».
Поэтому психопаты часто наслаждаются своим состоянием, из-за чего лечение их расстройства осложняется. «Сколько психопатов обращаются к психиатру за помощью, если они не находятся в тюрьме? Этого не происходит», — говорит Хаэр.
Разумеется, заключенные в тюрьмах некоторых стран часто обязаны посещать психотерапевта, но из-за особенности их психики такие сеансы оказываются бесполезными. Если человек не способен испытывать морально правильные чувства, то он не может самостоятельно измениться, как слепой человек не может начать различать цвета. Тогда как нам ожидать от таких людей моральной ответственности? Правовая система традиционно утверждает, что подсудимые равны перед законом. Но это явно не так.
Нейробиолог Дэвид Иглман предлагает вместо бездумного порицания реформировать законодательную систему таким образом, чтобы выносить приговоры в соответствии с вероятностью совершения повторных преступлений. Инглман считает, что нужно всерьез заниматься реабилитацией тех, кто может принести пользу обществу и присуждать долгосрочное наказание тем, кто вряд ли когда-нибудь исправится. Система оценки PCL-R уже используется для оценки вероятности совершения повторных преступлений.
Это не значит, что работа правоохранительных органов будет похожа на научно-фантастический фильм «Особое мнение», в котором люди получают наказание еще до того, как они совершили преступление. Согласно статистике, примерно один процент нашего общества состоит из психопатов. Но не все они становятся преступниками. На самом деле многие из них благодаря своим особенностям становятся весьма успешными в высококонкурентных сферах. Эти люди часто почитаются за их мужество, прямоту, способность преодолевать препятствия на своем пути. Сама по себе психопатия не гарантирует совершение преступлений. Поэтому нельзя изолировать человека от общества только из-за его психопатии. «Особое мнение» — это фантазия, потому что невозможно предсказать поступки людей в будущем даже основываясь на их типе личности, поскольку жизнь сложна, а преступления совершаются только при совпадении определенных обстоятельств. Но если человек уже один раз совершил преступление, тогда есть имеет смысл делать расчет возможности рецидива.
Эксперты говорят о психопатах примерно как о другой форме жизни. «Вы знаете как дети иногда пытают муравьев и думают, что это интересно», — подводит итоги Роберт Хаэр. «Психопаты воспринимают других людей как муравьев даже во взрослом состоянии». Если вы подозреваете психопатию в вашем знакомом, то будьте осторожны и учитываете особенности мышления психопата в общении с ним. Помните, что он не способен испытывать те чувства, которые вам кажутся привычными.
Оригинал статьи: https://hydraweb.ru/psychopath_detection/