Найти тему

Не ради славы..

Выстрелы и крики стихли, по крайней мере так мне казалось в тот момент. И первое о чем я подумал в тишине - я - трус... Нужно было скинуть с себя труп этого фрица, встать и хоть голыми руками драться.. Не думая о том что я остался один, не думая о том что это верная гибель. Как можно больше с собой на тот свет забрать этих гадов. Но было поздно..

Рваная рана на руке ныла, дыхание до сих пор было сбито после удара в грудь прикладом, а воздухе все еще витал запах дыма в перемешку с запахом смерти. Я не мог встать, холодная земля держала как магнит. А вдруг кто еще живой - промелькнула мысль, всегда остается какая-то призрачная надежда.. Из последних сил я оперся на локоть, сбросил с себя мертвого немца и начал полулежа осматриваться по сторонам. Полная тишина и только лежащие то тут то там тела. Я убедился что никого живого вокруг нет...

- Ээээй!

Я резко лег, схватился за "мосинку".. Хоть и знал что патронов в ней нет.

- Ээээээй!! Боец!

Вроде лейтенанта голос.. не может того быть. Я сам видел только он за свисток схватился как его очередью скосило.

- Да помоги же ты! Эээээй!

- Кто там?

- Лейтенант Круглов.. Я здесь!

Послышался кашель.. Я резко начал подниматься как будто ни раны, ни обмерзших ног, ни страха не стало. Схватил винтовку и побежал туда откуда вроде доносился голос.

В снегу залитом кровью на обочине дороги лежал Круглов. Странно это было, вокруг него ни следов, ни грязи, только его кровь на снегу, как будто это место все оббегали и весь бой его обошел.

- Товарищ лейтенант! Вы как же это? Живы! Да я ж сам видел как вас очередью скосило.

- Так и есть. Две пули... Только в плечо. Видать головой когда падал ударился. Сознание потерял.

Это было что-то невообразимое. Такого везения никогда не видел. Из всей пущенной очереди в него только 2 пули попали. Одна на вылет, вторая кусок с куртки вырвала и оцарапала руку. Везучий парень.

- Товарищ лейтенант. Ну вы в рубашке родились. Как плечо?

- Нормально, жить буду, только рукой двигать не могу почти. Кость задело.

- Вы крови много потеряли.. Идти сможете?

- Смогу. Ты сам то как? Вон телогрейка в крови вся.

- То не моя кровь. С фрицем вон сцепились, да его в спину кто-то стрельнул, он на мой нож упал. Придавил зараза, да еще и своим ножиком меня пырнуть в руку успел. Ничего, заживет..

- Ну хоть так..

- И что нам теперь делать? Немцы дальше прошли, кто жив остался. Нас двое только.

- Слушай Семенов, а это что за село там?

- Там Погорелое городище, товарищ лейтенант. А вот туда к востоку дальше - город будет.

Лейтенант задумался. Смотрел в сторону куда я ему показал, там был город Волоколамск.

- Да, предупредить уже не успеем, что они южнее пойдут.. Чтоб их..

- Товарищ лейтенант, вы про что?

- Немец южнее на Москву пойдет.. Мы думали они основную силу по дороге пустят. А вот та самая бригада, которая нас тут положила - танки должна была прикрывать. Значит если они так пошли и танки скоро будут здесь. Они знали что здесь у нас сил мало и так и пошли.

- Это что же теперь..

- Что же, что же.. К Губинке пойдем. Там наши.. И они возможно не знают что их обошли. И может там связь есть. С Панфиловской бригадой. Раны давай стянем чем-нибудь. А то не дойдем.

Мы перевязались чем могли и побрели через лес.. До Губинки было несколько километров. Лейтенант рассказывал как в учебку попал прямо с 3 курса института. Сам пошел, хотя и слышал что такие лейтенанты 3 дня живут на фронте. Это был его первый бой. А я свои уже и считать перестал.. Отступления, потери. От Пскова и до этой точки я уже сменил 4 роты.. Подружиться ни с кем и не пытался. Память не умещала уже лиц тех кто сгинул под пулями или осколками снарядов. Твердолобая пехота.. Я на своей шкуре испытал что это такое... К утру решили устроить привал, собрали валежника. Спать по очереди, я караулю первый.

Меня разбудил сиплый стон. Быстро придя в себя я увидел что лейтенант осел рядом, весь в испарине и бледный как полотно.

- Товарищ лейтенант! Товарищ лейтенант! Эй!!

Он только тяжело дышал..

- Вставай лейтенант!

Я слегка тряхнул его взяв за грудки. Круглов очнулся, открыл глаза.

- Что с вами??

- Худо мне Семенов. Руки не чувствую.. Жар уже. Гангрена похоже.

Я расстегнул телогрейку. Рука уже синела.. Эх лейтенант.. Покинула видать тебя удача. И как так за день всего..

Вдалеке послышался треск и звук мотора. Хотел бы я чтобы это была наша "полуторка", но нет.. Это точно была немецкая мотогруппа, по звуку давно начал их узнавать.. Скоро и гавканье фрицевское слышно будет.

- Лейтенант.. Фрицы там, схорониться надо.. Давай к оврагу, а там валежником накроемся. Авось не заметят. У нас ни патрона, только штык один, да и не бойцы мы сейчас с тобой.

- Погоди Семенов.. Слушай.

Он закашлялся и тяжело задышал..

- Слушай внимательно.. И сделай как я скажу. Вот планшет, дай мне в левом кармане карандаш..

Я начал рыться у него в кармане но там было пусто..

- Там пусто товарищ лейтенант..

Он молча взял с земли ветку, корчась от боли окунул ее в рану на руке и рисовал на карте стрелки рассказывая где пойдет немец. Делал все так быстро что я даже не успевал сообразить ничего. Только слышал как приближался фашистский моторассчет.. А он все прерываясь на стон от боли рисовал стрелки..

- Вот здесь они выйдут либо к Дубосеково, либо южнее.. Но скорее всего к Дубосеково. Беги Семенов.. кха-кха.. Беги до Губинки. Надо предупредить.

- Товарищ лейтенант, да как же я вас тут.. Да нельзя так!

- Слушай Семенов.. Я встать не могу. Они сейчас здесь будут, потащишь меня и оба сдохнем и немцы к Москве маршем пройдут без единого выстрела, как к себе домой. Пойдешь сейчас - авось успеем предупредить. Беги! Это приказ!

Он гаркнул так как будто и не было боли. Как будто в бой нас поднимал как вчера. Ноги сами понесли меня. Но фрицы были уже близко.. Услышали. Началась стрельба. Я бежал петляя не понимая даже туда или нет. Сжимаю в руке планшет.. Со всей мочи бегу. Но они приближаются и уже слышу это чертово: Halt!! Halt! Стараюсь бежать еще быстрее.. Как вдруг вдалеке слышу.. свист.. Свист и крик!

- Вперед ребята! В атаку! За родину! За товарища Сталина!!!! Урраааа!

Рассчет остановился и вдруг.. повернул..

Я стоял как вкопаный.. Мне бы бежать, а ноги как каменные. Я знал что сейчас будет... Выстрелы прозвучали так как будто стреляли не в него а в меня в упор.. Я вздрогнул и побежал.. Бежал не останавливаясь, сжимая планшет лейтенанта Круглова. Так и несся до самой Губинки. А рассчет что в лесу был как будто и отстал совсем..

Патруль у забора меня скрутил, повели к особисту. Пытали что да как, откуда.. Рассказал все как есть. И тут.. Видимо удача лейтенантская на меня перекинулась.. Особист его одноклассником оказался. Как услышал "Круглов", так сразу спрашивает а как выглядел. Я рассказал.. Допрос и закончился..

-2

Решили сразу радировать Панфиловцам. Сообщили где предположительно пойдут танки, а меня потом в лазарет.. Поздновато сообщили конечно. Немцы уже близко были.. Но эти несколько часов, которые подарил Панфиловской бригаде лейтенант изменили очень много в том бою.

Слышал после что у разъезда Дубосеково несколько бойцов Панфиловцев удержали танковое наступление на Москву.

Я часто вспоминаю лейтенанта Круглова. И его подвиг.. Не для медалей и почестей, а для страны в которой он жил и которую хотел уберечь..