На фоне американских санкций против Ирана, Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) пришла на место французской компании Total в многомиллиардном проекте по разработке сверхгигантского месторождения Южный Парс:
https://www.cnbc.com/2018/11/26/iran-says-china-cnpc-replacing-france-total-in-gas-project.html
Об этом заявил иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане, согласно сообщению новостного агентства ICANA.
«Китайская CNPC официально заменила Total на 11 этапе проекта Южный Парс, но пока не приступила к практической работе. Предстоит провести переговоры с CNPC… о том, когда она начнёт свои операции», — сказал Зангане журналистам, не раскрывая деталей.
Ранее 50.1% акций в этом проекте принадлежал французскому энергетическому гиганту Total. Ни французская компания, ни CNPC пока не прокомментировали ситуацию.
В августе Total предупредила иранские власти, что откажется от добычи газа на Южном Парсе, так как не смогла добиться от США исключения из сферы применения санкций против компаний, которые продолжают работать с Ираном.
В мае источники в нефтегазовой отрасли сообщили, что CNPC готова приобрести долю Total в проекте. Ранее китайская корпорация уже успела купить 30% акций — то есть, общая доля Китая после расширения должна составить 80.1%. Оставшиеся 19.9% принадлежат PetroPars — дочке Национальной иранской нефтяной компании (National Iranian Oil Company).
Южный Парс является крупнейшим в мире газовым месторождением. Оно расположено в центре Персидского залива между Ираном и Катаром. На акватории Катара находится примерно две трети площади месторождения, которое известно здесь как Северное. Общие запасы оценивается в 28 триллионов кубометров газа и 7 миллиардов тонн нефти (45 миллиардов баррелей).
Китай можно поздравить — он получил отличный актив, причём, скорее всего, с очень приличным дисконтом.
Это явный вызов Вашингтону, который рассчитывал на то, что санкции будут сильно ограничивать инвестиционную привлекательность иранских проектов.
Китай постепенно движется к снижению своей уязвимости от иностранных поставщиков энергоносителей через покупку проектов за рубежом. Однако китайские зарубежные активы — всегда находятся под риском экспроприации в случае смены власти в том же Иране, например.
Источник изображения: Wikimedia Commons, автор — Alireza824, лицензия — CC BY-SA 3.0.