Отвращение меня настигло уже при прочтении описания книги одного из издательств. Выглядит описание так:
"В новый сборник короткой прозы Владимира Сорокина вошли тексты последних лет — большинство из них публикуется впервые. Читателя традиционно ждет вихрь головокружительных аттракционов: жонглирование цитатами и эпохами, карнавальное смешение высокого и низкого, оживление метафор, вспышки эротических протуберанцев, мучительная или глупая смерть. Если раньше застывшая языковая, жанровая или поведенческая модель, которую ломает вырвавшееся наружу коллективное бессознательное, относилась скорее к прошлому, то теперь автор препарирует настоящее, в котором модели прошлого актуализируются, слом традиции и возвращение к ней меняются местами, а обломки перемешиваются в психоделической мозаике, детально отображающей реальность".
Особенно коробит эти "вспышки эротических протуберанцев" - чувствуется, что описание писала женщина не очень приятной наружности.
Что такое Сорокин? Стоит ли его читать вообще? Единственное, что у него есть хорошего это гастрономические описания. Впрочем, также аппетитно писал Аверченко - стоящий ли он писатель - нет. Стоящий ли писатель Сорокин? Тоже нет.
Первый довод, вас он может не убедить. Сорокин - литературный преступник, подрывающий любые этические и эстетические идеалы. Эта литература для пошляков и нравственных идиотов. Это смакование гнили, это претенциозная галиматья умалишенного, это попросту дрянь. Любого духовно не обделенного человека такая литература должна повергнуть в смущение. Вы скажите - "эх, щас бы в 2018 говорить о нравственности", а я вам отвечу, что сейчас как раз то время, чтобы о ней говорить, ибо дальше некуда. Но это уже отдельная тема для разговора. Разберем чисто литературную составляющую.
Основной прием Сорокина - ошарашить читателя. Прорубить портал в обыденной жизни и вызывать черта и чертовщину. В общем-то, в литературе множество примеров, когда обыденная жизнь выходила за рамки привычной рутины. Таков Кафка, чей мир , кажется нелепым вязко текущим неловким сном. Или Достоевский, где нет никаких фантастических элементов, но при этом в романах чувствуется дух сумрачного мистицизма. Но отличие Сорокина от вышеперечисленных, в том, что в его мир не веришь (а это приговор для писателя). Есть определенный участок текста, который действителен, а со следующего абзаца уже нет - бред полоумного извращенца. Слишком груб этот шов у Сорокина, между реальностью и фантасмагорией. Ладно, все бы ничего, у каждого художника есть слабые места и так далее, но ведь исключительно на этом приеме Сорокин и держится. Больше в его литературе ничего нет. И как следствие этого, он быстро становится предсказуемым. Не читая его книг, вы можете смело говорить, что все закончится тем, что либо кого то изнасилуют, либо изощренно убьют, либо и то и другое. В общем, вариантов оказывается не так уж много. Все сводится к какому-нибудь извращению и ШОК-КОНТЕНТУ. Читая "Настю", эти вычурно трогательные первые страницы, долженствующие умилить читателя, я сразу понял, что ее в день ее рождения изнасилуют. Но нет, ее съели ее родители. Дочь съедают родители в день ее шестнадцатилетия. Ну как уж тут не опешить? Не от неожиданности конечно, а от такого похабного приема. Проза Сорокина выглядит как дешевая проститутка. Вся раскрашенная, тошнотворно вульгарная, с выпяченной грудью и в шубе.
Сергей Довлатов в "Ремесле" приводит такие слова Анатолия Наймана:"советский, антисоветский - какая разница" - и Найман прав, ибо люди эти одного формата, только направлены они в разные стороны. Один смотрят передачи про Украину на Первом канале, другие слушают Эхо Москвы. Одни кричат - "укрофашисты, тупые американцы, либерасты", другие - "эта страна, рашка-парашка, русня" и так далее. Так вот, Сорокин относится к тому типу людей, что поныне живут в СССР. У них паранойя , им кажется, что их будут пытать, за ними шпионят, их расстреляют. На дворе вот, 2018 год, а Сорокина все совок донимает. Все мнит себя диссидентом и вольнодумцем:
" Юра открыл рот.
— Что? Пирамиду? Красного… чего?
— Красного рева.
— И что это за пирамида?
— Источник непрерывного красного рева ".
"Пирамида красного рева"- какова метафора-то? Вот вам еще один символ литературной бездарности.
А это?:
"— Вы кто? — буркнул генерал. — СРИ.
— Чег-о-о? — Союз русских искусств, — пояснил помощник Евгения".
Как вам? Небось смеетесь, катаетесь по полу. Вот тут вот и весь Сорокин, лубочная политическая сатира. Грешно насмехаться над ценностями народа, а еще грешнее заниматься этим не имея чувства юмора. А насмехается Сорокин постоянно, в "Фиолетовых лебедях" он бесчестит блаженного (читая рассказ, я побаивался, что Сорокин заставит старца кого-нибудь изнасиловать как обычно, но до этого не дошло, и на том спасибо)
Что касается языка Сорокина, то тут достаточно будет сказать, что он жулик, ничего нового не придумывает, а лишь паразитирует на прежнем величии русской литературы. Невооруженным взглядом можно найти фирменные метафоры Набокова, например (на Дне Опричника).
И наконец, искусство откладывает на человеке определенный отпечаток. В сущности нельзя отделить писателя от его романов, и потому вполне справедливо можно оценивать писателя по речам, что он произносит. Посмотрите интервью Сорокина - и вам сразу все станет ясно. На любой вопрос он отвечает через десять секунд, предварительно помычав, пожевав губы, почесав затылок, и отвечает либо банальщиной, либо какой-то не по теме сказанной репликой. Да, если б брали интервью у Достоевского, то наверняка его речь была бы несвязна, неловка, но в ней было бы столько идеи, столько мысли, что любой понял бы, что хочет сказать Федор Михайлович. А у Сорокина беспомощная пустота, серость и бесталанность.
Ну и наконец:
"— А вот так! Вам нужна хорошая масленка. И ничего боле.
— Масленка?
— Да, масленка.
Старик поднял свою палку и постучал ею в низкий потолок. Наверху послышались шаги, и по винтовой лестнице в подвал спустился молодой стройный африканец. На вид ему было лет семнадцать.
— Познакомьтесь, это мой внук Абдулах.
— Здравствуйте, — произнесла девушка.
— Здравствуйте, мадмуазель, — произнес Абдулах, склоняя голову.
— Абдулах, покажи мадмуазель свою масленку, — сказал старик".
В общем, писал он, а стыдно мне - таково впечатление от сборника. Не тратьте свое время на чтение этой белиберды, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитым годы.