Найти тему
История сюжета

Почему нельзя «отдавать» Курилы – 6

Петербургский договор 1875 года предоставлял России права на полное владение Сахалином, а Японии – Курильскими островами.

Остров Итуруп, на который претендует Япония. Город Курильск в наши дни. Фото Сергея КРАСНОУХОВА (ТАСС)
Остров Итуруп, на который претендует Япония. Город Курильск в наши дни. Фото Сергея КРАСНОУХОВА (ТАСС)

Тем самым отменялась статья 2 Симодского договора, в которой говорилось: «Впредь границу между Японским государством и Россией установить между островом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России. Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россией он не разделён по-прежнему». Однако морской границей решено было считать середину пролива Лаперуза.

К концу XIX века в российско-японских отношениях не наблюдалось каких-то серьёзных разногласий. Россия осваивала Сахалин, а Япония пыталась обустраивать малонаселённые Курилы. В те годы вышли работы М.С. Мицуля «Очерк острова Сахалина в сельскохозяйственном отношении», А.П. Кеппена «Остров Сахалин. Его каменноугольные месторождения и развивающаяся на нем каменноугольная промышленность», И.С. Боголюбского «Очерк Амурского края, южной части Приморской области и о. Сахалина в горнопромышленном отношении» и других авторов.

В этих трудах русские учёные и инженеры рассматривали первые итоги колонизации далёкого острова. По их мнению, минеральные кладовые острова огромны, но доступ к ним ограничен его удалённостью и совершенной неразвитостью коммуникаций. К тому же, как считали некоторые исследователи, активному освоению острова мешают значительные недостатки в тюремном устройстве и необходимо повысить эффективность тюремно-каторжной системы Сахалина.

Правительство допустило большой просчёт, решив, что каторжан будет достаточно для разработки сахалинских месторождений угля и нефти. Ссыльных доставляли на кораблях Доброфлота – до тысячи человек в год. Отбывшим наказание запрещали возвращаться на материк, к семьям. Более того, эти семьи переселяли на Сахалин «для воссоединения», оплачивая дорогу и небольшие подъёмные. Однако работников на острове постоянно не хватало.

В эти же годы исследовались запасы и возможности использования морских ресурсов Сахалина. Врач и естествоиспытатель Н.В. Слюнин изучал китобойные промыслы у сахалинского побережья и возможности рыболовства. Он считал, что Сахалин, пребывающий в запустении, вполне может с успехом развиваться, используя богатства океана.

В 1890 году на Сахалин отправился А.П. Чехов, который через три года издал книгу «Остров Сахалин». Она произвела в русском обществе эффект разорвавшейся бомбы, потому что перечёркивала все оптимистические отчёты правительства о благотворном влиянии сахалинской природы на нравы и поведение каторжан. «Вся исключительная тяжесть не в самом труде, – писал Чехов, – а в обстановке, в тупости и недобросовестности всяких мелких чинов, когда на каждом шагу приходится терпеть от наглости, несправедливости и произвола».

Почему мы так подробно рассматриваем ситуацию на Сахалине? Чтобы понять, почему в конце века понадобился новый русско-японский договор, затрагивающий и положение Курильских островов. Этот Договор о торговле и мореплавании был подписан в Санкт- Петербурге 27 мая (8 июня) 1895 года. От России его подписали министр иностранных дел князь А.Б. Лобанов-Ростовский и министр финансов С.Ю. Витте, от Японии – чрезвычайный посол Ниси Токудзиро. Все трое «подписантов» прославились впоследствии в сфере российско-японских отношений. Лобанов-Ростовский был разработчиком дипломатического наступления на Японию в Китае и Корее, Витте представлял Россию в Портсмуте на переговорах после русско-японской войны 1904 года, а Ниси, как чиновник для особых поручений при генеральном штабе, консультировал в этой войне японское командование.

Договор состоял из 20 статей. В статье 18 говорилось, что Договор заменяет все договоры, дополнительные соглашения к ним и конвенции 1855, 1858 и 1867 годов. Однако специальная декларация к гласила, что «обменный договор» 1875 года о передаче прав России на Сахалин, а Японии – на все Курильские острова, остаётся в силе. Очень важным в новом договоре было положение об иностранных поселениях. Все такие поселения на территории Японии (читай – на Курилах) должны были войти в состав японских территориальных единиц и подчиняться не иностранным консульствам, а японским властям.

Таким образом, наши немногочисленные соотечественники, застрявшие по многим причинам на Курилах, айны, приведённые ранее «под руку российского императора», становились полностью подвластными японским властям и японским законам. То есть лишались прав, которые ранее предоставлялись дополнительной статьёй к договору 1875 года. Эта статья регулировала права жителей, остающихся на уступленных территориях, причём они могли рассчитывать на защиту консульской службы.

Вада Харуки, Кимура Хироси, Накагава Тору и другие современные японские исследователи много говорят о преимущественном праве Японии на владение всеми Курильскими островами, но очень мало пишут о собственно хозяйственной деятельности японцев на островах в те годы, когда они им безраздельно принадлежали. Коротко сообщается, что переселяясь на архипелаг, японцы занимались здесь промыслом морского зверя, китобойным промыслом, добычей рыбы и морепродуктов. С умилением вспоминают о том, как из термальных источников на Кунашире вблизи вулкана Тятя транспортировали в центральную Японию минеральную воду для императорских купален.

Кстати, эти источники до сих пор служат островитянам. Неподалёку от Южно-Курильска, на охотском побережье, устроены купальни в виде небольших бетонных бассейнов. Они ярусами спускаются от горячего источника: в верхней чаше – 60 градусов, в средней – 40, в нижней – 20 градусов. Я купался в средней. Руководитель нашей журналисткой бригады – во всех трёх. Потом он бежал, распаренный, в Охотское море, ополоснуться, под ласковым февральским снежком... Смотреть на это было страшно.

Рассказывают японские историки об отставном морском офицере Гундзи Сагэтада, который создал Патриотическое общество для освоения северных Курил. Он основал на острове Шумшу небольшое поселение, японские колонисты занялись рыболовством и добычей морского зверя. Устраивали поселенцы также огороды, выращивая на почве, удобренной вулканическими отложениями, хорошие урожаи овощей.

Японские историки, правда, забывают сообщить, что добычу морского зверя и рыбы японцы вели самым хищническим способом, буквально выгребая биозапасы Курил как при конце света. Точно так же японцы будут вести себя уже в конце 1980-х годов. Они никогда не чувствовали себя настоящими хозяевами на островах – только налётчиками, захватчиками. А Гундзи Сагэтада в самом начале русско-японской войны организовал из поселенцев вооружённый отряд, с которым успел зверски пройтись по побережью Камчатки.

При содействии русских моряков айны активно переселялись с Хоккайдо и Малой Курильской гряды на Сахалин и в окрестности города Находки. Японцам этого показалось мало. Ещё в 1885 году они тотально зачистили Курильские острова от айнов. Со всего архипелага их свезли в резервацию на Шикотане и бросили на произвол судьбы. Ресурсы небольшого острова и прилегающей акватории не могли всех прокормить, и много айнов просто умерли от голода. Зато население Хоккайдо за счет японской правительственной программы колонизации в 1884-1903 годах возросло с 191 тысячи до 843,5 тысячи человек.

Первая статья Симодского трактата звучала так: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». 27 января 1904 года японская эскадра без объявления войны напала на российский Порт-Артур. Постоянный мир не продержался и полвека...

Продолжение следует

Вячеслав Сухнев

Источники:

Загорский А. Освоение Хоккайдо: форми­рование северной границы Японии. – Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.

Сухнев В. Курильское ожерелье. – Литературная Россия, 16.02.1990.

Феоктистов А. Курилы – русская земля. – Литературная Россия, 13.12.1991.

Вада Харуки. Проблема северных территорий: Прошлое и перспективы. Токио, 1999.

Кимура Хироси. История японо-российских переговоров о границе: Как решить территориальную проблему? Токио, 1993.

Чехов А. Остров Сахалин. – Собр. соч. в 18 т. М., Наука, 1988, т. XIV.

Northern territories in International Relations // Japan Review in International Relations. 1988. Vol.2

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/098/309.htm

www.japantoday.ru/ofitsialnye-dokumenty/dogovor-o-torgovle-i-moreplavanii-zaklyuchennyy-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-27-maya-8-iyunya-1895-goda.html

https://turisti.guru/rossiya/kunashir-samyj-yuzhnyj-ostrov-kurilskogo-arhipelaga.html