Найти тему
Game garage

Anachronox. «Олдскульный кибер-панк»

В преддверии всеми ожидаемой игры Cyberpunk 2077 хотелось бы вспомнить о том, как все начиналось.

Anachronox - одна из первых кибер-панковских РПГ, решивших бросить вызов известной фэнтези игре Final Fantasy. Кожаные плащи непонятного цвета - от Гибсона, суши-бары и всяческие иероглифы - от китайцев, помойки-подонки-дизайн-уровни - от общей концепции. Вы помните BladeRunner, Deus Ex и Omicron? Закройте за ними дверь и забудьте о них.

С первых же кадров, движений и ракурсов Анахронокс создает яркое и устойчивое впечатление, что он портирован. Портирован с дохленькой первой PSX с минимальным тщанием и усилиями. Количество полигонов, качество и разрешение текстур прямо-таки шокирует – а как же «новый век»? Оно-то в принципе и понятно: игра использует ветхий движок от второго Quake, хотя и с многочисленными подпорками и костылями. Но! Если вспомнить, каких результатов люди добивались от самого "Quake2 engine" в HalfLife или, скажем, Kingpin... Да что там Хальфы и Кингпины, Анахронокс не выдерживает сравнения даже с ископаемым, исконно приставочным Metal Gear Solid! Порой, я вспоминаю улыбку бандита из заставочного ролика и вздрагиваю – на это ушло четыре долгих года? И навсегда останутся в моей памяти шестиугольные очки девицы с неудобоваримым именем Rho's. И эти лица... Эти угловатые люди... Когда главный герой в гибсоновском прорезиненном макинтоше (у меня этот макинтош был почему-то зеленого цвета) выходит на улицу и произносит "I'm hate this world!", хочется обнять его и расцеловать, рискуя серьезно травмироваться о полигоны.

Даже замкнутые пространства в Анахроноксе выглядят на редкость странно! Кто-то назовет это клаустрофобией, кто-то атмосферой. Я бы назвал это по другому. Особенно после того, как два дня кряду искал вполне определенного мужика во вполне определенной локации – искал, искал и не находил, потому что поворот на второй этаж был удачно замаскирован под темный тупик. Хотя, уж казалось бы, именно коридоры и комнаты - это то, для чего Quake 2 engine приспособлен изначально. Да и не в полигонах и текстурах счастье. Счастье, оно в их грамотном использовании и в том, чтобы все эти "шероховатости" забывались через 5 минут игры. Но в случае с Анахронокс сразу понимаешь, что имеешь дело далеко не с продукцией Square Soft. К счастью для игры, со временем графика помаленьку улучшается до терпимого уровня, особенно когда дело доходит до открытых пространств. Но ведь до них еще доиграть надо. А сможете?

На затравку у нас есть простой, как валенок, частный детектив Сильвер "Слай" Бутс, которому кредиторы набили морду и выбросили из окна собственного офиса. Поначалу Слай щеголяет с красочным фингалом под глазом, грустит и всячески пытается нащупать магистральный путь сюжетной линии. Но как только знакомый бармен посоветует ему найти работу, Слай покатится по наклонной плоскости к неизбежному The End. Не сказал бы, что сюжет так уж плох, нет - есть и неожиданные повороты, и откровенно смешные моменты. Но далеко ему, далеко по глубине и проработке до любой FF, сколько не обзывай их мыльными сериалами. Немодная профессия главгероя накладывает неизбежный отпечаток на процесс. Практически все основные квесты решаются путем разыскивания нужного человека, разговорами и нехитрыми финальными манипуляциями. Вы будете бегать и болтать, болтать и бегать – иначе нельзя. Для разгрузки – поиск двери или кнопки. Тоже, понятное дело, бегом. Что характерно, недостаточно просто разок потрепаться со свеженайденным NPC, в него надо тыкать раз за разом курсором, пока он не иссякнет либо не проговорится, наконец, по делу. А NPC в игре много, болтать они любят. А уж когда попадете на Демократус... Ооо! Есть и забавные, нестандартные подквесты, правда, совершенно необязательные. Например, принести полицейскому фотографию злостного нарушителя ПДД. Или собрать для музея коллекцию фотографий всех значков планеты Анахронокс в Бриксе. Или сфотографировать... Ну, вы меня поняли. Но главное здесь – болтология, бесконечная и типично квестовая. Кому пришло в голову назвать это RPG - не знаю. Конечно, есть у героев и уровни, и даже умения, но растут они автоматически, и ничего распределять вам никто не даст. Все точно как в FF. Даже система организации партии, поскольку в партию кроме вас влазит до 7 человек, а бегать одновременно по уровню могут не более трех. Так что приходится выбирать, ведь у каждого есть своя оригинальная изюминка.

-2

Главный детектив умеет взламывать простые замки, а робот - электронные, а старый хрыч, из-за которого все, собственно, и началось, - непревзойденный мастер заболтать кого угодно. И прочее, прочее, прочее. Жаль, что применять способности персонажи могут токмо в строго отведенных местах и только в нужные моменты. Пытаться заболтать не того прохожего – бесполезно, без объяснений и причины - нельзя и все. А уж как становится грустно, когда, обегав полгорода и обшарив кучу тупиковых вариантов, натыкаешься на ЯВНО КВЕСТОВЫЙ ПРЕДМЕТ, а сотворить с этим предметом КВЕСТОВОЕ ДЕЙСТВИЕ не получается только потому, что нужный персонаж не влез в партию и остался за кадром... Тоска! Приходится шлепать обратно, возвращаться и выполнять, что положено. Жутко увлекательное занятие. Кстати, драки в Анахроноксе тоже есть. Включая характерные движения персонажей при атаках, лечении и прочее. По первости, особенно людям не знакомым с FF, они даже интересны. Но потом... Потом все они решаются почти на автомате, не развлекая потребителя ни спецэффектами, ни даже новообретаемыми куцыми супервозможностями.

Итог.

Воспринимайте Анахронокс как можно терпимее, как внеплановую радость и внебрачную игру из любимой серии FF. Местами страшноватенькую, а местами очень нудную – как и положено типичному бакаяро. Местами необычную и даже вполне себе смешную - идея с электронной секретаршей внутри курсора более чем оригинальна... Не пародия и не клон - суррогат культового PSX сериала для ценителей мыши и клавиатуры. Для дважды двух лет разработки – не слишком удачный релиз.