Найти тему
Форпост 863 | Смоленск

Керченский морской бой: хотят ли русские войны?

Уже вторые сутки тема с инцидентом, произошедшим в непосредственной близости от Крымского моста, доминирует над всеми событиями в информационных лентах, публикациях блогеров и комментариях «диванных экспертов» разного калибра. Мы постарались собрать только сухие факты этого «мокрого дела».

Жовто-блакитная «эскадра»

Всё началось ранним утром воскресенья, 25 ноября. Из одесского порта вышла группа «так называемых» кораблей, состоящая из двух речных катеров типа «Гюрза-М» («Бердянск» и «Никополь») и видавшего виды советского рейдового буксира проекта 498 («Яны Капу»). О технических характеристиках и назначении этих, одних из немногих действующих судов ВМС Украины, мы поговорим немного позже, пока же остановимся на их действиях.

Обогнув в нейтральных водах Крымский полуостров, три судна повернули на север и направились в сторону Керченского пролива и Крымского моста, где произошла встреча «эскадры имени Порошенко» с кораблями Пограничной службы ФСБ России и произошёл настоящий морской бой.

-2

Ежедневно через это «бутылочное горлышко», разделяющее Чёрное и Азовское моря, проходят десятки различных судов. Самое примечательное, что среди этих кораблей ранее были замечены и украинские военные суда. Да-да, гарные хлопцы под «жовто-блакитным прапором» уже проходили под Крымским мостом, и тогда это у них вполне безболезненно получалось. Да, были и десятки сопровождавших кораблей Береговой охраны ФСБ и ВМФ РФ, была и авиация, и десятки телекамер и фотоаппаратов журналистов, но всё же корабли спокойно проходили под мостом. Как, например, поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец» в сентябре этого года:

-3

Всё просто. В тот раз украинской стороной были подготовлены все необходимые документы на проход пролива. Многие несведущие в вопросе люди пишут в своих Твиттерах и прочих Фейсбуках о том, что, дескать, Украина не признаёт Крым российским, поэтому их корабли не должны подавать никаких уведомлений и вести себя в проливе так, как захотят. К сожалению, это совсем не так. Давайте, разберёмся в правовом статусе Керченского пролива.

Пролив преткновения

Начнём с того, что вокруг любого морского государства существуют так называемые «Территориальные воды» - полоса водной поверхности, прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства. На территориальные воды, а также на их поверхность, недра и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года. Протяженность данной зоны составляет 12 морских миль (22,2 км). Как правило, территориальные воды государства находятся под контролем Береговой охраны, в случае с Россией – Пограничной службы ФСБ.

-4

Государственную принадлежность Таманского полуострова (Краснодарский край), расположенного на восточном берегу Керченского пролива, никто в мире оспаривать, в отличие от Крыма, не собирается. Ещё до 2014 года и вхождения полуострова в состав России вокруг Керченского пролива уже кипели геополитические страсти. Вспомним хотя бы историю с островом Тузла. Дабы не вдаваться в подробности, процитируем статью из Википедии:

«В 2003 году Керченский пролив оказался в центре территориального спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону острова Тузла, бывшего ранее частью Тузлинской косы. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили в сотне метров от острова Тузла».

Вообще, любой пролив между двумя государствами – это большая проблема с точки зрения определения границы территориальных вод, и в каждом конкретном случае разрабатывается отдельный нормативно-правовой акт.

После разрешения конфликта на Тузле были приняты следующие документы: «Договор между Украиной и Российской Федерацией об украинско-российской государственной границе», вступивший в силу 23 апреля 2004 года, и «Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», вступивший в силу также 23 апреля 2004 года.

-5

На основании этих документов, Керченский пролив имеет специальный статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, которые находятся в общем пользовании. А, следовательно, Российская Федерация имеет полное право устанавливать режим прохождения судов и проводить их инспекцию. И присоединение Крыма в 2014 году тут совершенно не причём.

Боевой морской гопак

Никаких заявок на прохождение Керченского пролива три судна ВМС Украины, подошедшие утром 25 ноября 2018 года к Крымскому мосту, не подавали. Нет никаких сомнений в том, что делали они это совершенно сознательно, ведь не знать о правилах пересечения данной акватории они не могли (напомним, что двумя месяцами ранее украинские военные корабли беспрепятственно прошли пролив, имея все разрешающие документы).

Украинские суда в заливе уже ждали корабли пограничников «Дон» и «Изумруд» (причём последний в спешном порядке вышел из Севастополя, в который вернулся после несения боевой службы лишь накануне), а также несколько катеров. На запросы российской стороны украинцы не отвечали и продолжали свой ход в сторону моста. При приближении кораблей погранслужбы бронекатера «Бердянск» и «Никополь» начали хаотично маневрировать, дабы уйти от преследования. В это же время буксир «Яны Капу», представляющий из себя видавшее виды «корыто», предназначенное для обслуживания портов, принялся таранить корабли «Дон» и «Изумруд». К тому же из Азовского моря в сторону пролива выдвинулась ещё одна группа катеров «Гюрза-М», намеревавшаяся совершить «прорыв» пролива и в обратном направлении.

-6

Но представление продолжалось недолго: после перекрытия прохода под Крымским мостом сухогрузом и появления в воздухе вооружённых штурмовиков Су-25 и вертолётов Ка-52, пыл нарушителей российской границы поубавился, и они отошли на север, якобы для подготовки разрешительных документов для прохождения пролива. Судна, вышедшие из Бердянска, также развернулись и направились на базу.

-7

Но в 19-00 первая группа украинских кораблей снова двинулась на «штурм». На этот раз терпения у пограничников не осталось, и после открытия огня на поражение экипажи всех трёх судов сдались. «Яны Капу» и два бронекатера были отбуксированы в порт Керчи, а их команды задержаны. Стоит отметить, что была проведена стандартная процедура, применяемая к нарушителям государственной границы России.

-8

Кому и зачем это было нужно?

Сегодня полуостров Крым – это огромный российский форпост: здесь базируются крейсера, фрегаты и подводные лодки, большая часть из которых вооружена ракетами «Калибр», «Москит» и другим смертоносным оружием. Воздух плотно прикрыт комплексами С-400, истребителями Су-27 и Су-30СМ, добавим к этому штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24, вертолёты Ка-52, а также береговые комплексы «Бал» и «Бастион». Только идиот мог быть уверен в успехе операции по прорыву границы на двух легковооружённых речных катерах и ржавом буксире. Исход этой провокации был понятен изначально. Так в чём же цель сего действа?

-9

Ларчик открывается просто. 31 марта 2019 года на Украине должны состояться президентские выборы, на которых у нынешнего главы государства на победу нет никаких шансов. Результаты соцопросов говорят о том, что он даже не выйдет во второй тур. Боевое столкновение в Керченском проливе дало Порошенко формальный повод ввести военное положение, как ответ на «русскую агрессию». В такой ситуации вся политическая жизнь в стране переходит на военные рельсы, сворачиваются все процедуры по объявлению выборов и выдвижению кандидатов. Как следствие сами выборы переносятся на осень, а к этому моменту в стране будет уже новая Рада, и можно будет провести конституционную реформу. Чего не сделаешь для сохранения власти?

-10

Текст: Анатолий Четверяков