Попытка прорыва украинских кораблей из Черного в Азовское море без разрешения России вызвала новый виток опасений начала горячей стадии войны с бывшей братской страной. Со времени майдана прошло пять лет. С тех пор Крым забрала Россия, на Донбассе началась вялотекущая гражданская война, а обострение отношений между странами на Азовском море длится с марта этого года. «Телеграф» обратился к экспертам по политологии и военным действиям, которые рассказали, что произошло 25 ноября в Керченском проливе, кому это выгодно и чем все может закончиться.
Рыбаки и моряки
Азовское море по договору 2003 года находится в совместной собственности России и Украины, то есть по нему имеют равное право плавать корабли обеих стран. Однако в марте этого года украинские пограничники задержали российский рыболовный траулер «Норд», с чего и началось противостояние в Азовском море, считает эксперт по военно-морской проблематике Александр Мозговой.
В ответ Россия задержала украинских рыбаков по обвинению в браконьерстве, а Украина продолжила арестовывать российские суда, но, в конце концов, команду «Норда», за исключением капитана, обменяли на украинских рыбаков.
После этого Россия стала требовательнее относиться к украинским кораблям, но тем не менее, не запрещала им проходить в Азовское море. 23 сентября два корабля ВМС Украины после уведомления спокойно преодолели Керченский пролив и впервые в истории прошли под Крымским мостом. В этот раз украинские корабли решили сделать это без уведомления. По мнению Мозгового, если бы не это, российские пограничники беспрепятственно их пропустили бы снова. Но, считает эксперт, в этот раз они решили пойти на провокацию.
Неудавшаяся провокация
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также называет попытку прорыва украинских военных кораблей через Керченский пролив провокацией для срыва выборов президента Украины, правда, неудачной.
«Если бы они прорвались в Азовское море — это была бы выдающаяся перемога и Порошенко получил бы предвыборные очки. Если бы пограничники их потопили, то Россию выставили бы чудовищным агрессором, объявили полномасштабное военное положение, ввели новые санкции и Порошенко снова оказался бы в выигрыше. Сейчас получился худший вариант, потому что наши их захватили, никого не убив. Это максимальное унижение для Украины», — считает Храмчихин.
Александр Мозговой также назвал реакцию российских пограничников на действия украинских ВМС очень мягкой. «Если бы Москва хотела показать резкую реакцию, пограничники просто потопили бы все эти корабли и на этом бы все закончилось. Вот это была бы резкая реакция, а так — чуть-чуть их поцарапали», — считает эксперт.
Воевавший на Донбассе вместе с Игорем Стрелковым экс-глава политуправления ДНР Игорь Иванов согласен с оценкой действий погранслужбы ФСБ. «Они не потопили эти корабли, они не открывали огонь на поражение, они сделали все возможное, чтобы остановить эту провокацию теми способами, которые могли использовать», — отмечает он.
Кому выгодно
Сразу после инцидента в Керченском проливе президент Украины Петр Порошенко объявил о введении военного положения на всей территории страны, что, по мнению экспертов «Телеграфа», и было его целью.
«Они все время провоцируют Россию на какие-то военные действия для того, чтобы, во-первых, решить какие-то внутренние проблемы Порошенко, например, ввести чрезвычайное положение, перенести или вообще отложить выборы, а во-вторых, чтобы Запад еще раз вступился за Украину и ввел очередные санкции», — считает Александр Мозговой.
«Объявлять из-за этого инцидента военное положение — это некий фарс. То есть в Донбассе была полномасштабная война и не было военного положения, а из-за трех легкораненых — будет. Тут многие даже в самой Украине догадываются, для чего это делается. Совершенно очевидно, что это нужно Порошенко для срыва выборов», — согласен Храмчихин.
Кому война — мать родна
Эксперты считают маловероятным сценарий перерастания стычки в Азовском море в стадию горячего конфликта. По их мнению, России война и боевые действия в районе Крыма совершенно не нужны, но предугадать, будет ли обострять ситуацию Украина, пока невозможно.
Мозговой отмечает, что Украина давно провоцирует Россию на военные действия, но начинать полноценную войну не хочет. «Войну они не хотят начать, потому что понимают, что это бесполезное занятие, они проиграют ее. А вот такой конфликт, который может привлечь к ней внимание и показать, что Украина бедная несчастная, и проклятые русские ее давят и гнобят, вот это им, по-моему, удалось», — объясняет эксперт.
Александр Храмчихин считает, что война может быть выгодна Порошенко при любом ее исходе. «Если Порошенко очень захочет войны, он ее добьется, это не от нас зависит. Ему очень выгодна полномасштабная война с Россией независимо от ее исхода. Для Украины она, конечно, закончится плачевно. При этом надеяться на зарубежную военную помощь на Украине могут только совсем неадекватные люди. Говорить о ней несерьезно, даже если российские танки войдут в Ужгород и Львов. Санкции, конечно, усилят, но России уже не привыкать», — прогнозирует он.
По словам Игоря Иванова, война не нужна ни России, ни Украине, но конфликты между этими странами прекратятся только по решению, принятому в Вашингтоне. Он считает, что пока США боятся начать прямую войну с Россией из-за ее стратегических ядерных вооружений, но подталкивают к этому Киев.
«Украина — не самостоятельный игрок во всей этой истории. Господа украинцы сейчас играют очень неблагородную роль пушечного мяса и ударной силы в руках чужого заокеанского дяди. И я знаю, что не все украинцы это поддерживают, но их руководство сделало из своей страны марионетку американцев. И всякие инциденты в Азовском и Черном море будут продолжаться, пока американцы либо не надорвутся на этой гибридной войне с Россией, либо не добьются своего. Они слишком много средств вложили в эту войну и не могут остановиться», — уверен Иванов.
Оппозиция не ждет «маленькой победоносной войны»
Политик и экономист Владимир Милов тоже считает, что конфликт в Керченском проливе вряд ли перерастет в горячую стадию. Россия не будет нападать на Украину с целью дойти до Киева, но украинцы продолжат «тестировать» крымских пограничников.
«Я не согласен с рассуждениями про "маленькую победоносную войну". Война с Украиной не может быть ни маленькой, ни победоносной. Если она реально разгорится, то путинский "рейтинг" это прикончит. Думаю, он это понимает», — написал он в своем фейсбуке.
По мнению Милова, российские военные на украинцев «вполне официально напали и еще и на видео это сняли», и это приведет к усилению антироссийских санкций, но не к войне.
На Украине уже назвали этот инцидент проявлением открытой агрессии и попросили международное сообщество это признать. Там также потребовали срочно вернуть украинских моряков и задержанные корабли. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что военное положение на всей территории Украины вводится только для обороны от России.
О том, кто именно нарушил морские законы 25 ноября, чем территориальные воды отличаются от внутренних и кто имеет право устанавливать правила в Керченском проливе — «Телеграфу» рассказал кандидат юридических наук, эксперт в области морского права Игорь Калинин.