Продолжение. Начало здесь.
Первую крымскотатарскую оперу на основе народного эпоса «Чора батыр» композитор Асан Рефатов писал в буквальном смысле на коленках. Работать ему приходилось в клубах и общежитиях учебных заведений, поскольку своего фортепиано у него не было.
Премьера первой национальной оперы
Когда опера из трех актов была готова, либретто к ней написал её идейный вдохновитель - Осман Акъчокъракълы. Следующий этап – постановка. И вновь это оказалось мало кому нужным за исключением узкого круга друзей-интеллигентов, понимающих значимость этого события для крымскотатарской культуры. Собрать творческий коллектив, подготовить декорации, пошить костюмы, найти инструменты для оркестра и место для репетиций – все приходилось делать самостоятельно.
В сентябре 1923 года в клубе Красной Армии в Симферополе впервые в истории крымскотатарской музыкальной культуры была исполнена опера «Чора батыр». Общественность ликовала – восторженные отзывы коллег и зрителей щедро сыпались на молодого композитора, которому на тот момент было только 20 лет!
К сожалению, этот успех не имел продолжения - в следующий раз опера прозвучала только через год и больше не исполнялась. Причиной тому стали доносы и интриги, а позже - официальная политика подавления национальных культур как «буржуазных пережитков».
«Не руководствовался марксизмом-ленинизмом»
В 1925 году Асан Рефатов участвует в знаменитой археолого- этнографической экспедиции Бахчисарайского музея под руководством Усеина Боданинского, во время которой он записывает крымскотатарский фольклор – более 300 песен и мелодий. Уникальный материал готовится к изданию в виде сборника с ценными комментариями, замечаниями и иллюстрациями.
Издание было отложено на неопределенный период из-за... предисловия деятеля культуры и ярого большевика Якъуба Азизова, который указал на «страшные недостатки» - мол, при работе автор «не руководствовался марксистско-ленинской методологией», не применял «классовый подход», не учитывал «принципы коммунистической философии». Только по этой причине тираж сборника сократили до минимальных 1500 экземпляров, а само издание состоялось лишь в 1934 году.
Аркадий Кончевский в начале 1920-х годов в статье «Музыка крымских татар» написал: «Народных певцов Крыма, хранителей и носителей старой песни, народных музыкантов осталось крайне мало. Всего несколько лиц. Умрут они и унесут с собой навсегда и остатки материалов по народному творчеству, которые служили бы ценным вкладом в общемировую культуру». Благодаря таким музыкантам, как Асан Рефатов, удалось сохранить до сегодняшнего дня то, что могло быть безвозвратно утеряно и погибнуть в пучине времени…
Признание в Баку
Асан Рефатов создал первую крымскотатарскую оперу без специального музыкального образования. В 1926 году он поступил в Бакинскую консерваторию, где два года спустя уже преподавал. Позже он был назначен проректором консерватории, а в 1934-м избран Председателем союза композиторов Азербайджана. За это время он успел написать музыку к ряду пьес азербайджанских драматургов, создать оперу по мотивам народного эпоса «Демирджи Гаве», стать наставником для целой плеяды выдающихся музыкантов Азербайджана.
Возвращение в Крым
В 1935 году Асан Рефатов возвращается домой по приглашению ЦИК Крымской АССР. Чиновники назначают его …обычным преподавателем музыкального техникума в Симферополе. Этот удивительный факт не раз поражал исследователей биографии Асана Рефатова. Он был настолько скромен и предан делу, что даже после триумфального признания на чужбине не обговорил никаких условий своего возвращения на Родину.
Рефатов ютился в одной комнате захудалой гостиницы Симферополя, за личные весьма скудные доходы оплачивал аренду фортепиано. Здесь же он занимался с талантливыми студентами, среди которых был и Ильяс Бахшиш. В такой атмосфере он сочинил музыку к пьесам Юсуфа Болата «Той девам эте» - «Свадьба продолжается», «Ходжа Насреддин», пьесе Ильяса Тархана «Уджум» – «Натиск», заново переработал целый ряд народных песен и мелодий, завершил классическое произведение «Крымская сюита».
В следующем году на Всесоюзном радиофестивале исполняются его произведения и произведения другого известного крымскотатарского композитора Яя Шерфединова. Тогда же в Москве вышла записанная на грампластинке драма «Той девам эте» . Зимой 1937-го шли репетиции музыкальной пьесы «Арзы къыз» - «Девушка Арзы». В Париже на международном музыкальном симпозиуме звучит его сюита «Шуштер».
Репрессии
В 1937 году ряд преподавателей и студентов техникума публично обвиняют Асана Рефатова в том, что он «прививает националистические идеи» и ведет «враждебные по отношению к советской власти разговоры». Спустя три дня он и его брат Решат были арестованы НКВД по стандартному обвинению в пропаганде буржуазной идеологии.
Этой участи не миновал и их убитый горем 78-летний отец Мамут Такатука. Через два года он умер от жажды в одном из лагерей на территории Узбекистана.
Следы Решата Рефатова затерялись в лагере в Архангельской области. Согласно официальной версии, Асан Рефатов был расстрелян в 1938 году. Но в некоторых источниках есть утверждения о свидетелях, которые якобы видели его в Анадырском лагере на Чукотке. Говорят, что даже в условиях лагерной жизни на Крайнем Севере он сочинял музыку и распевал вместе с другими заключенными сочиненные им песни о Родине, близости конца страданий и торжестве справедливости.
Имя Асана Рефатова, как и сотен тысяч других невинно осужденных и уничтоженных, реабилитировано в 1957 году.
Наджие Феми
Источники:
С. Р. Изидинова "О национальной музыке крымских татар",1995 г.
Г. Бекирова "Приговор – расстрел: как уничтожали крымскотатарскую интеллигенцию№
С. Зиядинова, "Асан Рефатов: Талант, погубленный репрессиями", «Голос Крыма», № 50 (988) от 14.12.2012 г
По теме:
Имя Асана Рефатова вернется в Симферополь
Репрессированная музыка: история Мамута Такатуки
Остаемся на связи:
▶ YouTube: http://bit.ly/2DG88li
▶ Facebook: https://www.facebook.com/canliradioqirim
▶ Instagram: https://www.instagram.com/canli_radio
▶ MixCloud: https://www.mixcloud.com/canli/
▶ Site: http://canli.online/