Российские пограничники со стрельбой задержали три украинских военных кораблей при попытке их прохода через Керченский пролив. Это привело к обострению отношений между Россией и Украины. Обе стороны винят друг друга в нарушении Конвенции ООН по мировому праву и грозят тяжелыми последствиями. «Телеграф» попросил эксперта объяснить, как работают морские законы, чем территориальные воды отличаются от внутренних, и кто имеет право устанавливать правила в Керченском проливе.
Территориальные и внутренние морские воды считаются территорией государства. Такой же как суша, только отмеченной не пограничными столбами, а линиями на карте. На этом пространстве действуют все нормы внутреннего законодательства страны и только одно право, определяющееся конвенцией морского права — это право мирного прохода. То есть любое судно мира имеет право пройти по территориальным водам транзитом, предупредив пограничные службы страны.
До 2014 года статус акватории Азовского моря и Керченского пролива определялся договором между РФ и Украиной о сотрудничестве, подписанным в декабре 2003 года президентами Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. В нем Азовское море и Керченский пролив признавались внутренними водами, и все торговые суда и военные корабли под флагом Российской Федерации или Украины, получали свободу судоходства, то есть имели право передвигаться по нему без получения дополнительного разрешения.
Однако проход судов через Керчь-Еникальский канал (Керченский пролив) является платным и регулируется внутренними правилами порта Керчь, который в 2014 году после присоединения Крымского полуострова стал принадлежать России.
Власти России обвинили Украину в нарушение статей 19 и 21 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, определяющих право прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве. Как пояснил «Телеграфу» кандидат юридических наук, эксперт в области морского права Игорь Калинин, речь идет о нарушении правил мирного прохода, которые подразумевают, что проходящие по территориальным водам государства суда обязаны выполнять его требования.
«Для прохода Керчь-Еникальского канала (Керченского пролива) необходимо заранее подавать заявку. Этого со стороны украинских судов сделано не было. После того как им было отказано в прохождении через пролив, они не покинули акваторию, а своим присутствием стали создавать угрозу безопасности другим кораблям, препятствуя судоходству. Пограничники вынуждены были применять пропорциональные меры», — объясняет Калинин.
Эксперт напомнил, что подобную практику во времена «холодной войны» использовали американцы, чтобы показать, что они не признают право запрещения мирного прохода кораблям. В 1988 году ракетный крейсер USS Yorktown и эсминец USS Caron вошли в территориальные воды СССР в районе Севастополя и, не отвечая на сигналы береговой охраны, направились вдоль побережья Крыма в сторону Ялты. Как и в минувшее воскресенье, пограничники были вынуждены совершить таран. После чего американские корабли ушли их территориальных вод.
По международным правилам военные корабли пользуются иммунитетом, рассказал Калинин. Поэтому Россия обязана будет вернуть корабли и членов экипажа на Украину. Уголовные дела о незаконном пересечении границы могут быть возбуждены в отношении капитанов и штурманов кораблей, предположил эксперт.
«Если вывести за скобки политику, то произошедшее в воскресенье в Керченском проливе — это частный юридический случай. России ничего не грозит. Страна намерена дальше доказывать суверенитет Крыма, и сейчас всего лишь предотвратила попытку незаконного пересечения госграницы. При этом Керченский пролив функционирует, и судоходство в нем осуществляется в рабочем режиме. Претензий у мирового сообщества быть не может», — заявил Калинин.