Найти в Дзене
Алло, это депрессия?

Как мы пришли от бога к Инстаграму

Оглавление

Денис Ануров в своём блоге провёл очень интересный «месяц с социологией Юнга». В октябре 2018 года он каждый день публиковал заметку о том, как человечество со временем меняло отношение к себе и к окружающему миру. В основе этого разбора лежит аналитическая психология Карла Густава Юнга, швейцарского специалиста начала 20 века.

Базовый материал этого цикла рассказывает про переход от традиционного (религиозного) к модернистскому (рацональному) и постмодернистскому (развлекательному) этапам. Каждый из них — это не развитие предыдущей парадигмы. Это попытки людей обустроить свою жизнь с чистого листа, опираясь на обновлённые знания и ценности.

«Месяца с социологией Юнга» особенно актуален сейчас — когда мы живём на стыке модернистского и постмодернистского мира, в который иногда прорываются артефакты из эпохи премодерна.

Зачем мне это?

Материалы цикла помогут мыслящим людям понять, какие детали каждой эпохи им близки, а какие — наоборот, вызывают отторжение. Это может поддержать тех, кто не очень хорошо определился с целями и ритмом своей жизни — и попробовать если не справиться, то хотя бы осознать некоторые причины болезненных разрывов своей личности.

Денис Ануров написал целых 32 текста с рассуждениями, иллюстрациями и примерами. Он проделал титаническую работу — хотя и допустил некоторые перегибы в манере подавать текст. Слишком уж ультимативным злом в его постах выступает Инстаграм и ролики на Ютубе — подобно тому, как люди времён традиционного общества демонизировали станки и паровозы.

-2

Прочитать и осмыслить все материалы цикла — занятие на один-два вечера. Но это стоит сделать не только ради прокачки собственной осознанности, но и ради очаровательных картинок. Например, таких.

-3

Что же касается текстов — то я постарался упростить весь объём информации по максимуму. В результате 32 поста превратились в одну таблицу. Её можно рассмотреть или скачать в пдф-виде.

-4

Несколько замечаний

Главное, что нужно понимать про постмодерн — что это мозаика, калейдоскоп, суматоха и парадоксальность. Поэтому «никто» и «все» в одной ячейке таблицы абсолютно не противоречат друг другу. Так же, как и индивидуальность с пустотой.

Главная мысль, которая проходит через весь цикл, но не может быть выражена таблицей — в том, что человек с переходом к постмодерну теряет себя и понятие о своём месте в этом мире. Кто я? Зачем я живу? Что сделает меня счастливым? Если две предыдущие эпохи хотя бы пытались искать ответы на эти вопросы, то современная по этому поводу даже не беспокоится.

И это во многом это справедливый подход. Потому что, как ни крутись и ни пытайся объяснить жизнь, впереди нас всех ждёт только смерть — один из немногих неоспоримых фактов в существовании каждого человека.

Другая проблема нынешней смены эпох заключается в том, что у живущих на их стыке сталкиваются понятия из разных столбцов таблицы. В итоге мы имеем несчастных людей, которые по заветам модерна люто впахивают и верят в светлое будущее на горизонте, но постомодернистски закармливают себя тоннами информации и пытаются убежать от бессознательного. От этого ткань личности начинает рваться на лоскуты в постоянных попытках успеть и там, и там — тем более в условиях изнурительной иллюзии стремительного движения вперёд.

-5

Именно поэтому, кстати, в 2018 году настолько нелепо смотрится нынешняя российская власть или, например, носители традиционных религий. Они в эпоху постмодерна тянут мир не просто в прошлую — а в позапрошлую, религиозную, парадигму. Если на уровне конкретного человека такая мешанина из эпох — это только внутренне неуютно, то на уровне обществ и государств — уже откровенно смешно.