Планирование Сил обороны Австралии уже давно признало ту предпосылку, что самостоятельность страны в военной сфере должна рассматриваться только в контексте деятельности с Североатлантическим союзом. Растущее влияние Китая в регионе беспокоит многих экспертов в области обороны. Но у них пока без ответа остается вопрос, придется ли Австралии бороться с Китаем в одиночку? Нет никаких доказательств того, что Китай когда-либо предполагал использовать свое ядерное оружие для принуждения другого государства. Вместо этого Китай проводит политику «неприменения первым ядерного оружия». Как бы удивительно это ни звучало для многих, Китай хочет создать образ себя как ответственной державы. Но факт остается фактом: Китай может угрожать применением ядерного оружия с тем, чтобы заставить австралийское правительство прекратить патрулирование Южно-Китайского моря, независимо от широко обсуждаемого американского «ядерного зонтика» в Восточной Азии.
Это реальность, в которой австралийские планировщики военной стратегии существуют уже около 50 лет. Австралийские силы обороны давно согласились с тем, что самостоятельность страны должна рассматриваться в контексте Североатлантического союза. Еще в 2009 году правительство недвусмысленно признало, что австралийские силы обороны, как ожидается, не будут сами планировать и заниматься конкретной конфликтной ситуацией. И в случае конфликта с Китаем они не ожидают остаться в одиночестве. Этот момент важно иметь в виду, когда правительством рассматривались итоги недавнего обсуждения «плана Б» по укреплению обороноспособности Австралии.
Комментаторы предположили, что стратегический риск Австралии растет, и план оборонных расходов в размере 195 миллиардов долларов, объявленный в Белой книге по обороне, выпущенной в 2016 году, теперь недостаточен. Австралийским налогоплательщикам, безусловно, было бы интересно узнать, почему план, который удваивает подводный флот, значительно расширяет надводный флот и добавляет к корпусу уже стоящих на вооружении еще сто самых передовых и дорогих боевых самолетов, когда-либо изобретенных, теперь будет считаться недостаточным. Ответ кроется в изменении стратегического ландшафта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что привело к большей обеспокоенности долгосрочными намерениями Китая, и росту напряженности между Китаем и США. Говоря конкретно, изменились направления деятельность Китая в военной сфере. Эта деятельность получила резко наступательный характер. Со времени опубликования последней Белой книги обороны в 2016 году австралийские военные эксперты были встревожены четырьмя вещами:
– отклонение Китаем решения Постоянной палаты Третейского суда, признавшей незаконными его претензию в отношении девяти атоллов в Южно-Китайском море;
– преобразование Китаем искусственных островов в Южно-Китайском море в военные базы, которое было в значительной степени завершено к концу 2016 года, несмотря на обещание президента Си Цзиньпина, данное тогдашнему президенту Бараку Обаме относительно того, что Китай «не намерен милитаризировать» острова;
– в апреле этого года Китай сообщил о налаживании партнерских отношений с такими Тихоокеанскими странами, как Вануату, в целях создания в Тихом океане потенциальных будущих военных баз и других военных механизмов;
– избрание Дональда Трампа президентом США и неопределенность, которую это принесло региону из-за его пренебрежительного отношения к традиционным альянсам и презрения к многосторонним институтам.
Эти события произошли на фоне быстро растущего глобального военного присутствия Китая, что включает в себя создание первой зарубежной военной базы в Джибути на Африканском Роге и расширение доступа к региональным портам, таким, как спорный порт Хамбантота в Шри-Ланке, который правительство Шри-Ланки передало Пекину в аренду на 99 лет. Эти региональные сдвиги произошли также на фоне растущего неолиберализма в Китае, свидетельств усиления деятельности китайской разведки и операций влияния в Австралии (особенно дело Дастьяри), а также издевательств со стороны китайских чиновников над австралийскими политиками во время их двусторонних встреч. Кроме того, в деятельности администрации Трампа отмечается значительный разрыв со стратегическими приоритетами предыдущих американских администраций. Трамп угрожает отказаться от поддержки Америкой традиционных союзников и глобальных торговых институтов, которые характеризовали внешнюю политику США со времени окончания Второй мировой войны. Это устанавливает беспрецедентную дистанцию между приоритетами Соединенных Штатов и Австралии, которая как средняя держава нуждается в здоровых глобальных институтах.
Но в Китае теперь все по-другому. Администрация Трампа и, главное, весь аппарат, отвечающий за безопасность Соединенных Штатов, разделяют точку зрения Австралии относительно Китая, считая, что в настоящий момент можно наблюдать начало новой холодной войны в регионе. В качестве примера эксперты ссылаются на недавнее объявление об участии США в создании совместной военно-морской базы с Австралией на острове Манус в Папуа-Новой Гвинее. Это явное свидетельство готовности США конкурировать с Китаем в отношении военного присутствия в регионе и сигнал о том, что США хотят развеять неопределенность, оставшуюся после проблемного поворота Обамы в Азию.
Как оценивать риски? При оценке того, нуждается ли Австралия в резком увеличении своих оборонных расходов, необходимо задать два вопроса: во-первых, какие региональные события не отражены в «Белой книге» по обороне от 2016 года? Во-вторых, какие из этих событий, которые приравниваются к рискам, помогут избежать увеличения расходов на оборону? Австралийские специалисты по планированию обороны были хорошо осведомлены, по крайней мере, с 2009 года о постепенной модернизации сил обороны Китая и неуклонно растущего его военно-морского флота. В 2016 году также были хорошо поняты шаги Китая по созданию большого надводного флота, включая авианосцы и крейсера. В то время как искусственные острова в Южно-Китайском море все еще строились, их возможная милитаризация также ожидалась австралийскими лидерами, несмотря на отрицание этого со стороны Китая.
Но, даже зная все это, специалисты по оборонному планированию Австралии по существу решили в «Белой книге» от 2016 года продолжить структуру сил, изложенных в документе «Силы в 2030 году», предполагавшегося к выпуску еще в 2009 году. Были некоторые дополнения, такие, как противокорабельные ракеты берегового базирования, но в основном усилия специалистов были сосредоточены на механизмах обеспечения, то есть на способности заставить вооруженные силы действовать с большей уверенностью, точностью и координацией. Главное, этот документ не предусматривал возможность Австралии воевать с Китаем самостоятельно.
Из стратегических событий, связанных с Китаем с 2016 года –от разоблачений его операций влияния до вновь обретенного им интереса к Тихоокеанскому региону – разработчики оборонного планирования должны задавать вопрос о том, подрывают ли они фундаментальные суждения Белой книги 2016 года? Указывают ли действия Китая на необходимость радикального изменения оборонной позиции Австралии? Борьба с незаконным влиянием Китая в Австралии решается с помощью более сильных законов об иностранном влиянии. Нейтрализация влияния Китая в Тихоокеанском регионе лучше всего будет осуществляться через австралийскую помощь и дипломатические программы. Это оставляет большой вопрос о роли США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и наиболее критических факторах оборонного планирования. Останется ли Австралия в обозримом будущем одна? Необходимо отметить, что, несмотря на антисоюзническую риторику Трампа, американские силы в западной части Тихого океана на самом деле остается неизменными. До сих пор не было никаких закрытий баз и никаких сокращений сил с этих баз, окружающих Китай на Гуаме, в Японии и Южной Корее, хотя Трамп и угрожал этим. Более того, ужесточение позиции Соединенных Штатов относительно Китая, которое нашло свое отражение в новом документе «О национальной безопасности», фактически, требует от США расширения своего присутствия в регионе. Впервые в истории в письменной форме США гарантировали Австралии помощь в решении задачи ядерного сдерживания. И наращивание американского морского флота в Дарвине продолжается.
Хотя военные успехи Китая делают задачу возможной победы над его военно-морским флотом более сложной, факт остается фактом, что пройдет много времени, прежде чем он сможет начать войну с США, уверенный в своей победе. США также, похоже, не желают сдать свои позиции Китаю с тем, чтобы он доминировал в Азии. В этих условиях будет ли Китай использовать свои вооруженные силы против других стран региона, таких как Австралия, зная о возможном участии в конфликте США? На взгляд австралийских экспертов, не станет. Поэтому, по их мнению, аргументы в пользу резко возросшего плана оборонных расходов на данный момент не являются убедительными.