Найти тему
Наш край

Гомель после освобождения

Оглавление

Осенью 1943 года в результате успешно проведённых боёв Красная Армия освободила первый областной центр Беларуси — Гомель. За годы войны городу был нанесён огромный ущерб. В первые месяцы после освобождения Гомеля была развёрнута работа по восстановлению промышленных предприятий, жилого фонда, административных учреждений и других объектов социальной инфраструктуры.

Одной из важных проблем, стоявших перед руководством страны и города стало обеспечение нормальных условий для жизни и быта населения. Так, уже в декабре 1943 г. началась работа по восстановлению водоснабжения. Фашистские захватчики взорвали 11 из 13 зданий насосных станций, всё их оборудование было увезено или разрушено. Чтобы быстрее обеспечить водой население и промышленность города, рабочие водоканала “отыскивали старые и обгоревшие части оборудования, вытаскивая их из-под обвалов и таким образом собрали 2 паровых котла, 2 паровых насоса, 2 центробежных насоса, сделав им полный капитальный ремонт. Были очищены шахты трёх насосных станций”. 13 февраля 1944 г. в городе заработали первые водозаборные колонки, а к 25 марта был пущен в работу первый электронасос. Задание СНК БССР довести мощность насосных станций до 6 ООО куб. м в сутки к 1 октября было выполнено к маю. В целом, к концу 1944 г. в Гомеле и Ново-Белице было восстановлено 70 км водопроводной сети, что составляло около 80% довоенной (84 км) [1; 30-30 об.].

С первых дней освобождения Гомеля стояла задача наладить работу медицинских учреждений. Первая в городе больница на 86 коек была открыта 2 декабря 1943 г. для госпитализации инфекционных больных. В начале этого же месяца начали функционировать центральная, Ново-Белицкая поликлиники, железнодорожные поликлиника и амбулатория. К концу декабря месяца возобновила деятельность І-я Советская больница (как инфекционная на 100 коек), которая разместилась в помещении детской больницы. В течение года больница была переведена в отремонтированное прежнее здание, рассчитанное на 275 мест, и стала обслуживать больных по разным специальностям. Постепенно начали работу как специализированные (детская, роддом, туберкулёзная, кожно-венерическая), так и ведомственные (1-ая и 2-ая узловые, водздрава, торфозавода) больницы. Велась работа по организации рентгенкабинета. В медицинских учреждениях города в указанный период работало 105 врачей и свыше 300 средних медработников. Для повышения квалификации медработников в Гомеле было организовано медицинское научное общество врачей, а также общество детских врачей.

С целью предотвращения и ликвидации эпидемических заболеваний Гомельская санстанция, которая начала свою деятельность в декабре 1943 г., установила специальный санитарный режим в общежитиях, столовых, магазинах, на рынках, предприятиях. Была проведена вакцинация населения. Так, в 1944 г. было сделано прививок: против оспы — 13 911 чел., брюшного тифа и дизентерии — 34 551 чел., дифтерии — 4 397 человек. Для выявления и лечения больных малярией в городе была открыта малярийная станция и малярийный пункт в Ново-Белице. Осенью 1944 г. проводилось подворное обследование населения по выявлению больных чесоткой и, к началу следующего года эта болезнь была в городе в основном ликвидирована. Работники санстанции проводили среди населения беседы и лекции санитарно-просветительного характера.

Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Всего в Гомеле в первый год после освобождения возобновили деятельность 128 различных медицинских учреждений. На мероприятия по здравоохранению было израсходовано свыше 4 млн. рублей, за счёт которых восстанавливались медучреждения, приобретались медицинское оборудование, инструментарий, медикаменты. Однако этих средств было недостаточно. Лечебные учреждения не были обеспечены всем необходимым, в т.ч. топливом, продуктами питания, транспортом [1; 2-5 об.].

В соответствии с приказами Наркомздрава СССР от 14 мая 1943 г. и Наркомздрава БССР от 30 декабря 1944 г. с целью улучшения медицинского обслуживания инвалидов Великой Отечественной войны 18 января 1945 г. заведуюшим Гомельским облздравотделом Радовским был подписан следующий приказ: “Во всех центральных и райполиклиниках города и райцентров установить отдельные часы приёма для инвалидов войны и привлечь к работе лучших специалистов. При организации физиотерапевтических кабинетов установить отдельные часы для лечения инвалидов. Выделить 10% коечного фонда в больницах Гомельской, Ново-Белицкой, Речицкой, Жлобинской, Рогачёвской, Ветковской для безотказного приёма инвалидов, нуждающихся в стационарном лечении и обеспечить их лучшим медперсоналом, бельём, оборудованием и т.д. Поручить заведующему Гомельским горздравотделом организовать на базе 1-ой Советской больницы отделение восстановительной хирургии для инвалидов на 15-20 коек” [2; 7].

В связи с широким размахом восстановительно-строительных работ не хватало, в первую очередь, строительных материалов. Предлагалось использовать материалы разрушенных зданий. Однако не всегда это проходило разумно. Так, Горкомхоз и Горжилуправление призывали привлечь к материальной и даже уголовной ответственности руководителей крупных предприятий за нанесённый городу ущерб: “Некоторые крупные предприятия позволяют себе нарушать порядок в отношении незаконного использования строительных материалов от разборки зданий, самовольно без разрешения разбирают коробки, расхищают кирпич и металл. Так рабочие завода им. Кирова разобрали много коробок, фундаментов и цоколей по улицам Коммунаров, Кирова, Жарковского, Интернациональной и др. Такое безответственное отношение к интересам города кроме бессмысленного безобразного разрушения приносит огромный материальный ущерб государственному бюджету” [1; 42-43].

Одним из важнейших условий восстановления жизни города являлось бытовое обслуживание населения, которое значительно отставало от растущих запросов. Городские артели и горпромкомбинат не обеспечивал население товарами широкого потребления (кружки, ложки, табуретки, столы и т.д.). Планировалось в ближайшее время на каждом предприятии организовать цеха ширпотреба расширить сеть трикотажных, сапожных, галантерейных, деревообрабатывающих артелей. Специально обсуждался вопрос о привлечении населения города на восстановление хотя бы одной городской бани не менее чем на 150 мест.

В непростых условиях разрухи, нехватки материальных средств руководство города оказывало помощь инвалидам войны, военнослужащим и членам их семей. С декабря 1943 г. по ноябрь 1944 г. в Гомеле было зарегистрировано 832 инвалида Великой Отечественной войны, в т.ч. I группы — 12 человек, II группы — 416, III группы — 404 человека. За указанное время им было выплачено единовременной денежной помощи 16 835 рублей. Все желающие инвалиды Великой Отечественной войны были обеспечены огородными участками, сенокосом, семенами. В каждом районе Гомеля отделы социального обеспечения создали пункты по выдаче одежды и обуви инвалидам из фондов Красного Креста, МОПРА. В городе были открыты магазин (ул. Комсомольская, 69) и столовая (ул. Комсомольская, 99) для инвалидов Великой Отечественной войны. В магазине имелись как продовольственные, так и промышленные товары (одежда, обувь, постельные принадлежности, ткань, нитки и т.д.). Учитывая, что в разрушенном Гомеле практически все жители нуждались в таких товарах, городские власти строго следили, чтобы магазин и столовая обслуживали только инвалидов Великой Отечественной войны, при столовой работал рабочий контроль. Город заключил договор с артелью «Кооператор» о починке обуви и пошиве одежды для этой категории граждан. Была оказана помощь и в трудоустройстве тех инвалидов, которые могли работать. В отчёте Горсобеса за 1944 г. указывалось, что некоторые трудоспособные инвалиды Великой Отечественной войны уклонялись от работы, поэтому им прекращалась выплата пенсий и пособий [1; 13 об.].

В течение 1944 г. отдел Гособеспечения Гомельского горисполкома провёл учёт семей военнослужащих. К началу 1945 г. в городе их было зарегистрировано 4 809. Кроме денежной помощи (пособия, пенсии) такие семьи получали дрова, одежду. Им выделялись участки земли под огороды, оказывалась помощь в приобретении семян. По решению Гомельских горкома партии и горисполкома в феврале и декабре 1944 г. все работники данных учреждений перечислили свой однодневный заработок, (общая сумма составила 100 тысяч рублей) в фонд помощи семьям военнослужащим [1; 17]. Дети военнослужащих обеспечивались спецпайками, для них в городе была открыта специальная столовая.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.