Главной особенностью новой политики США в отношении санкций против Ирана является ее односторонний характер. На этот раз Вашингтон действует без широкой международной поддержки, которая привела Исламскую Республику к переговорному столу относительно ядерной программы Ирана. В этот раз многие факторы ставят под угрозу успех санкций. Среди них - Россия, которая извлекает выгоду из этих санкций и имеет средства и стимулы помочь Ирану облегчить американское давление.
Наблюдатели уже правильно заметили, что новые санкции против Ирана выгодны России в двух отношениях. С одной стороны, Россия заинтересована в замене иранской нефти, заблокированной санкциями. Удивительно, но Москва оказывается среди бенефициаров внешней политики США не только с экономической точки зрения. Основные импортеры иранской нефти - Китай, Италия, Франция, Турция и, в меньшей степени, Южная Корея - также важны для российской внешней политики. Если эти страны будут покупать больше нефти из России вместо Ирана, это, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию их отношений с Москвой по широкому кругу вопросов.
С другой стороны, торговля с Россией может стать для Ирана одним из наиболее эффективных инструментов для снятия давления со стороны санкций. Иран может получить необходимые товары и, возможно, инвестиции из России за свою нефть, которая будет потребляться в России, высвобождая дополнительные объемы российской нефти для экспорта. Значение этого сотрудничества выходит за рамки российско-иранских отношений или даже конфликта между Исламской Республикой и другими международными субъектами. Это партнерство укрепляет идеологическую основу российской политики в рамках геополитической конфронтации с Соединенными Штатами, показывая, что Россия может помочь другим странам, участвующим в конфликте с Вашингтоном.
Следует помнить, что официальные лица в Вашингтоне основывали успех санкций на том, что другим государствам приходится решать, какую сторону они выберут - США или Ирана. Теоретически решение здесь простое: любые возможные выгоды от сотрудничества с Ираном не могут заменить американские рынки, инвестиции, услуги и партнерские отношения с американскими компаниями. Большинство стран обязательно сделают все, чтобы избежать конфронтации с Соединенными Штатами. Даже если они не поддержат решения администрации Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном и не любят односторонние действия Вашингтона, у них нет достаточных стимулов для эскалации конфликта с США. Самый яркий пример - Франция, Германия и другие европейские страны. После более чем шестимесячного обсуждения возможных механизмов продолжения экономического сотрудничества с Ираном, ни один из них не был реализован.
Россия находится в совершенно ином положении. Все санкции, которые Соединенные Штаты могли навязать России, не нанеся значительного ущерба мировой экономике, уже существуют.
Самое главное, что двустороннее экономическое сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией слишком незначительно для Москвы, чтобы бояться его потерять. Можно утверждать, что Соединенные Штаты подталкивают Иран к более тесным экономическим связям с Россией. Это происходит на заключительном этапе гражданской войны в Сирии, и дискуссии о будущем страны, которые показали, что Москва и Тегеран не всегда находятся на одной стороне в политических вопросах. С возвращением санкций у Ирана появился весомый стимул для поиска компромиссов с Россией.
Усиленное экономическое партнерство между Тегераном и Москвой становится испытательной площадкой для идей о том, как противостоять экономическому давлению США. Другие страны будут внимательно следить - ведь некоторые из них могут также оказаться под американским давлением. Администрация Трампа, вполне рационально, избегала наихудшего сценария конфронтации, одобряя отказ от санкций для крупнейших покупателей иранской нефти и, но рано или поздно Вашингтону придется что-то решать и с этой группой санкций против Ирана. Кроме того, учитывая расширение отказов, США придется решать новые стратегические дилеммы. Самым большим среди них является вопрос о том, следует ли использовать эту проблему с отказом в качестве рычага в рамках торговых войн с Китаем. Если в какой-то момент отказ Китая истечет, смогут ли Соединенные Штаты полностью заблокировать экспорт Ирана в Китай?
В любом случае, если Китай, не говоря уже о других странах, присоединился к российско-иранскому сотрудничеству, позволяющему Исламской Республике облегчить экономическое давление, мы будем свидетелями серьезной попытки построить международную систему, направленную на коллективную защиту от санкций США.
Тот факт, что Россия однозначно способна снизить эффективность санкций США против Ирана, свидетельствует о том, что очень трудно игнорировать самую большую страну на Земле. Это особенно актуально сейчас, когда Соединенные Штаты испытывают трения со странами, которые обычно считались союзниками США. Отличные отношения с некоторыми из них (Франция, Турция и Саудовская Аравия) могли бы помочь в обеспечении новых санкций против Ирана даже без сотрудничества с Россией. Но нынешнее состояние отношений между Соединенными Штатами и союзниками далеко от совершенства.
Время покажет, использует ли Россия в полной мере эту возможность. Для Вашингтона дополнительное противостояние с Москвой, теперь по санкциям Ирана, не кажется неизбежным. Однако для предотвращения такой конфронтации США должны вести переговоры и заключать сделки с Россией. Учитывая опыт последних нескольких лет, такой сценарий выглядит маловероятным.