Найти тему

Учим детей искать ресурсы для решения проблем

Детский рисунок к сказке "Пузырь, Соломинка и Лапоть"
Детский рисунок к сказке "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Пузырь, Лапоть и Соломинка пошли в лес, рубить дрова. Дорогу им преградила река. Решение проблемы нашли следующее: Соломинка перекинется через реку, все по ней перейдут. В результате все пострадали: Соломинка переломилась, Лапоть упал в воду, Пузырь от смеха лопнул. После прочтения сказки пусть дети ее перескажут. Пересказ сказки помогает увидеть отношение ребенка к ситуации.

Правильно ли поступила Соломинка?

Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:

Доморальный уровень

Соломинка, если не хотела, то и не должна была перекидываться через реку.

Ответ ребенка направлен не на решение проблемы, а на отказ от решения.

Что делать? Нужно помочь ребенку осознать, что проблема, если она возникает, должна решаться.

Моральный уровень

Соломинка должна была перекинуться через реку. Есть такое правило: один за всех и все за одного.

Абстрактные моральные правила должны применяться к конкретной ситуации. Непосредственно в данной ситуации получается, что решение общей проблемы становится делом одного, а не всей команды.

Что делать? С ребенком нужно обсудить, что для решения проблемы сделали другие участники команды: Лапоть и Пузырь?

Псевдоморальный уровень

Соломинка должна была уступить возможность решать проблему другим участникам, более мужественным и сильным: Лаптю и Пузырю.

Такая позиция – это тоже уход от поиска совместных ресурсов для решения проблемы.

Что делать? Необходимо показать, что перекладывание ответственности друг на друга не приводит к решению проблемы.

Нравственный уровень

Соломинка не должна была на себя брать решение общей проблемы. Нужно было учесть ресурсы всех участников.

Ребенок понимает, что если работа идет командой, то и решение проблемы необходимо находить общее с учетом возможностей всех и каждого в отдельности. Если кто-то будет «тянуть» решение проблемы на себе, он не выдержит также, как не выдержала Соломинка.

Что делать? Порассуждать о способах совместного решения проблемы.

Педагогический совет

Эта сказка прекрасно подходит для тренировки решений в стиле ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Нужно с детьми составить схему проблемы и найти недостающий ресурс, который бы позволил перейти через реку. Результатом такой работы будет либо интересное (необычное) решение, либо обоснование расформировать команду.