Пузырь, Лапоть и Соломинка пошли в лес, рубить дрова. Дорогу им преградила река. Решение проблемы нашли следующее: Соломинка перекинется через реку, все по ней перейдут. В результате все пострадали: Соломинка переломилась, Лапоть упал в воду, Пузырь от смеха лопнул. После прочтения сказки пусть дети ее перескажут. Пересказ сказки помогает увидеть отношение ребенка к ситуации.
Правильно ли поступила Соломинка?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырех вариантов:
Доморальный уровень
Соломинка, если не хотела, то и не должна была перекидываться через реку.
Ответ ребенка направлен не на решение проблемы, а на отказ от решения.
Что делать? Нужно помочь ребенку осознать, что проблема, если она возникает, должна решаться.
Моральный уровень
Соломинка должна была перекинуться через реку. Есть такое правило: один за всех и все за одного.
Абстрактные моральные правила должны применяться к конкретной ситуации. Непосредственно в данной ситуации получается, что решение общей проблемы становится делом одного, а не всей команды.
Что делать? С ребенком нужно обсудить, что для решения проблемы сделали другие участники команды: Лапоть и Пузырь?
Псевдоморальный уровень
Соломинка должна была уступить возможность решать проблему другим участникам, более мужественным и сильным: Лаптю и Пузырю.
Такая позиция – это тоже уход от поиска совместных ресурсов для решения проблемы.
Что делать? Необходимо показать, что перекладывание ответственности друг на друга не приводит к решению проблемы.
Нравственный уровень
Соломинка не должна была на себя брать решение общей проблемы. Нужно было учесть ресурсы всех участников.
Ребенок понимает, что если работа идет командой, то и решение проблемы необходимо находить общее с учетом возможностей всех и каждого в отдельности. Если кто-то будет «тянуть» решение проблемы на себе, он не выдержит также, как не выдержала Соломинка.
Что делать? Порассуждать о способах совместного решения проблемы.
Педагогический совет
Эта сказка прекрасно подходит для тренировки решений в стиле ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Нужно с детьми составить схему проблемы и найти недостающий ресурс, который бы позволил перейти через реку. Результатом такой работы будет либо интересное (необычное) решение, либо обоснование расформировать команду.