Найти тему
Судострой

Танкер "Академик Пашин" выходит на службу

Средний морской танкер "Академик Пашин" / Фото: Невский ССЗ
Средний морской танкер "Академик Пашин" / Фото: Невский ССЗ

25 декабря Невский судостроительно-судоремонтный завод передал министерству обороны головной средний морской #танкер проекта 23130 "Академик Пашин". На 30 декабря в Североморске назначена торжественная церемония первого поднятия флага на судне. Это хороший повод изучить новый танкер, несущий на себе, по словам создателей, ряд передовых технических решений.

Сдача танкера "Академик Пашин" – событие весьма долгожданное, особенно, для корабелов Невского ССЗ. Закладка танкера состоялась в апреле 2014 года. Судно получило своё наименование в честь выдающегося инженера-кораблестроителя и многолетнего руководителя Крыловского центра Валентина Михайловича Пашина.

В мае 2016 года танкер был спущен на воду, а через два года, в мае 2018 года, вышел на испытания, которые продлились несколько дольше, чем рассчитывали заводчане, до декабря 2019 года. Тем не менее, подписание приёмного акта говорит о соответствии судна требованиям документации и заказчика.

Макет танкера "Академик Пашин" / Фото: Судострой
Макет танкера "Академик Пашин" / Фото: Судострой

Проект 23130 разработан ЗАО "Спецсудопроект" на основе концепт-проекта многофункционального танкера-снабженца ST33 "Морского инженерного бюро". Танкер предназначен для транспортировки и передачи до 8 сортов жидких грузов: дизельного топлива, мазута, авиационного керосина, моторного масла, воды, а также сухих грузов: продовольствия и технического имущества.

Дедвейт танкера составляет 9000 т, длина – 130 м, ширина – 21,5 м, осадка – 7 м. Это самое большое #судно, построенное на Невском ССЗ за его 106-летнюю историю.

Мощность главных #двигателей достигает 2х4640 кВт, скорость хода – 16 узлов, дальность плавания – 8000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж насчитывает 24 человека. Судно имеет ледовый класс Arc4. Район плавания – неограниченный.

Движительный комплекс включает в себя одновальную пропульсивную установку и носовое подруливающее устройство.

Работа системы УПГ на танкере "Академик Пашин" / Фото: Невский ССЗ
Работа системы УПГ на танкере "Академик Пашин" / Фото: Невский ССЗ

Главной отличительной особенностью танкера является устройство передачи грузов (УПГ) на ходу. Судно способно без швартовки к другому судну или кораблю передавать жидкие и сухие грузы с помощью системы траверзной передачи. Танкер "Академик Пашин" может выдавать горючее одновременно трём судам (на левый борт, правый борт и кильватерным способом). По данным завода, танкер не имеет аналогов в России.

Впрочем, следует отметить, что системы передачи грузов на ходу имеют давнюю историю в мировом и отечественном флоте. В Советском Союзе для обеспечения #кораблей в море на ходу в различных погодных условиях были разработаны устройства приёма-передачи "Струна" и "Передача". Работа по их созданию началась в НПО "Пролетарский завод" в 1969 году.

В 1974 году устройства приёма-передачи грузов были установлены на танкере "Днестр" и большом противолодочном корабле "Адмирал Макаров". По результатам испытаний устройства были рекомендованы к дальнейшему производству, а их создатели получили государственную премию. В дальнейшем был разработана линейка передающих устройств для надводных и подводных кораблей.

Макет танкера "Академик Пашин" / Фото: Судострой
Макет танкера "Академик Пашин" / Фото: Судострой

Так что можно сказать, что система УПГ "Академика Пашина" продолжает советскую традицию. Тем проще будет новому танкеру работать с другими кораблями и судами Северного флота, где его очень ждут, поскольку действующие танкеры вспомогательного #флота ВМФ неизбежно устаревают.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал "Судострой". Недавно здесь рассказывали о судах-трубоукладчиках.