Согласно прогнозам Центробанка, уже в 2018 году доля безналичных расчётов в России составит более 55%. Этому способствуют, во-первых, программы лояльности банков, которые мотивируют потребителей расплачиваться банковскими картами (например, чтобы получить кэш-бэк). Во-вторых, это во многом связано с появлением различных сервисов, которые позволяют оплачивать покупки со смартфона.
Эта тенденция, конечно же, распространяется на интернет-магазины. В них используются различные технологии, благодаря которым покупателям не нужно каждый раз заново вводить данные своей карты – они хранятся в специальном безопасном хранилище.
Тем не менее, по словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, лишь 20% покупок в интернет-магазинах оплачивается по безналу. К тому же, оплату банковскими картами на данный момент обязаны проводить только те интернет-магазины, оборот которых составляет более 40 миллионов рублей в год. Как в Центробанке, так и в Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что это приводит к увеличению количества «серых денег» в российской экономике.
Почему? Для того, чтобы начать принимать оплату банковскими картами, интернет-магазин заключает соответствующий договор с банком. А для этого банку нужно предоставить учредительные документы и справки из налоговой. После этого банки тщательно проверяют интернет-магазины на предмет нарушений.
Для того, чтобы «обелить» рынок, комитет Госдумы по финансовому рынку занимается разработкой законопроекта, согласно которому все интернет-магазины должны будут полностью перейти на безнал.
1 июля 2019 года эти изменения могут коснуться все интернет-магазины с оборотом более 40 миллионов рублей, а в 2021 на безнал перейдут все интернет-магазины вне зависимости от того, каков их оборот.
Директор по развитию «БКС Премьер» Антон Граборов выразил уверенность в том, что к 2021 году почти все покупатели интернет-магазинов будут предпочитать безналичную оплату наличной. А это значит, что те магазины, в которых не будет оплаты по безналу, попросту не выдержат конкуренции.
Но и здесь есть одно «но»: малому и среднему бизнесу, например, выгоднее работать с наличными. Это связано с высокой стоимостью эквайринга – около 7% от суммы (в европейских странах она составляет примерно 0,7%). В комитете по финансовому рынку пока не дали никаких комментариев по этому вопросу.