Найти тему
Artfragment

Русские в Лондоне: от Айвазовского до «Горбачева и Мадонны»

Оглавление

В Лондоне стартует неделя «русских торгов». Участвовать в ней по уже сложившейся традиции будут главные аукционные дома — Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams. Эксперты настроены позитивно и отмечают, что стоимость выставленных на продажу предметов искусства — от $645 до $2,6 млн — удовлетворит коллекционеров разных уровней. Мы изучили ключевые лоты торгов и рассказываем, за сколько можно купить впервые выставленную на торги «Модель» Бориса Кустодиева, редкого Пиросмани и работы недавно ушедшего из жизни Оскара Рабина. 

— Первым торги русским искусством начнет аукционный дом Christie’s.

Их откроет лот номер один (не по значимость, а по номеру в каталоге) — «Пасха» Константина Юона.

Констанстин Юон, «Пасха». 🐣
Констанстин Юон, «Пасха». 🐣

Правда, эстимейт картины невелик (как и ее размер — 23 на 31 см) — всего $25 тыс. А вот самая высокая оценочная стоимость — $500—750 тыс. — у полотна Ивана Айвазовского «Закат в Венеции».

Иван Айвазовский, «Закат в Венеции», 1873.
Иван Айвазовский, «Закат в Венеции», 1873.

Картина хранилась в собрании американского медиамагната и миллиардера Джона Клюге и не появлялась на рынке последние 20 лет.     

И вовсе впервые на торги выставят «Модель» Бориса Кустодиева.

Борис Кустодиев, «Модель», 1919.
Борис Кустодиев, «Модель», 1919.

Портрет, написанный в 1919 году, с конца 1930-х находился в одной и той же частной коллекции. Художник изобразил натурщицу с обнаженной грудью, что резко контрастировало с салонными портретами богатых дам в шелках и кринолинах, которые были популярны в начале XX века. 

На торги также выставят подборку работ Леона Бакста — от эскизов декораций и обнаженной натуры до образцов дизайна текстиля и моделей дамских шляпок.

Леон Бакст, рисунок для журнала «Аполлон» 1909 года, эстимейт $51-77 тыс.
Леон Бакст, рисунок для журнала «Аполлон» 1909 года, эстимейт $51-77 тыс.
Леон Бакст, один из шести орнаментов для текстиля, эстимейт сета — $10-15 тыс.
Леон Бакст, один из шести орнаментов для текстиля, эстимейт сета — $10-15 тыс.

Будет продавать Christie’s и работы современных художников. Например, недавно скончавшегося Оскара Рабина — его «Белая церковь» оценивается в $7,5—10 тыс.

Оскар Рабин, «Белая церковь», 1979.
Оскар Рабин, «Белая церковь», 1979.

А несколько работ Олега Целкова имеют эстимейт почти в $100 тыс.

Олег Целков, «Женщина со свечой», 1987.
Олег Целков, «Женщина со свечой», 1987.

— 27 ноября «русские торги» проведет аукционный дом Sotheby’s.

Их топ-лот — масштабное полотно Константина Маковского «Жмурки» с эстимейтом в $2,6—3,9 млн.

Константин Маковский, «Жмурки».
Константин Маковский, «Жмурки».

Но еще более редкий лот — картина Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки», которую оценивают в $650—900 тыс.

Нико Пиросмани, «Грузинка в лечаки».
Нико Пиросмани, «Грузинка в лечаки».

Работа имеет интересную историю. В 1928 году картину в Москве купил Стефан Цвейг. И до его эмиграции из Австрии в 1934 году полотно висело в доме писателя в Зальцбурге. В 1942 году, после самоубийства Цвейга, картина стала собственностью его первой жены Фридерики Марии Цвейг, которая в 1953-м подарила холст другу Гарри Цону. А тот в 1981-м передал «Грузинку в лечаки» музею Цвейга в библиотеке университета Нью-Йорка во Фредонии. Кстати, лечаки — это треугольная белая тюлевая вуаль — деталь грузинского женского головного убора.

Среди работ представителей неофициального искусства Sotheby’s выставит несколько карандашных рисунков Ильи Кабакова — эстимейт $3,2—4,5 тыс.,

Илья Кабаков, «Композиция №3», 1960-е.
Илья Кабаков, «Композиция №3», 1960-е.

картину «Монументы» Гриши Брускина — эстимейт $26—39 тыс.

Грища Брускин, «Монумент», 1982.
Грища Брускин, «Монумент», 1982.

и «Горбачева и Мадонну» Леонида Ламма — эстимейт $6,5—9 тыс.

Леонид Ламм, «Горбачев и Мадонна», 1990.
Леонид Ламм, «Горбачев и Мадонна», 1990.

— Топ-лотом торгов аукционного дома MacDougall’s называют картину Петра Кончаловского «Игра на бильярде».

Петр Кончаловский, «Игра на бильярде».
Петр Кончаловский, «Игра на бильярде».

Полотно ни разу не выставлялось на продажу и оценивается в $2—2,6 млн. Картина Кончаловского была написана в 1918 году. На ней изображены сам художник и его друг — художник и сценограф Аристарх Лентулов. Вместе они были основателями творческого объединения «Бубновый валет». Гонять шары художники могли в знаменитой бильярдной отеля «Метрополь». Здесь — в месте не только кутежей богатеев, но и излюбленном пристанище поэтов и художников, после революции 1917 года разместилось советское правительство. 

Еще один важный лот торгов MacDougall’s — «Сад Гесперид» Бориса Анисфельда. За красочность полотна, напоминающего театральные декорации, художника прозвали «алхимиком цвета». Эмигрировав в 1917 году с семьей в США, Анисфельд больше не возвратился в Россию.

 Борис Анисфельд, «Сад Гесперид».
Борис Анисфельд, «Сад Гесперид».

В революционной суматохе художнику удалось получить разрешение на вывоз своих произведений, большинство из которых в 1918 году было представлено на его персональной выставке в Бруклинском музее. «Сад Гесперид», согласно сохранившимся архивным документам, был там самым дорогим экспонатом  — со стоимостью $12 тыс., что для того времени было огромной суммой. 

— На торгах Bonhams на продажу выставят «Натюрморт с глиняным кувшином» Василия Рождественского.

Картины одного из участников «Бубнового валета» редко появляются на аукционах.

Василий Рождественский, «Натюрморт с глиняным кувшином», 1921.
Василий Рождественский, «Натюрморт с глиняным кувшином», 1921.

А представленный натюрморт не был доступен коллекционерам почти столетие. Эстимейт полотна составляет $200—250 тыс. Рождественский строит композицию, опираясь на ритмическое взаимодействие цветов. Он выбирает холодную палитру фона и контрастные теплые оттенки для изображения стола и кувшина.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе, Лабиринте или Озоне.