Наше длинное марокканское путешествие началось… В Лиссабоне! Именно там происходила пересадка, так как прямых рейсов в так нужный нам Танжер не было. Ну и прекрасно, решили мы! Выбрали интервал между рейсами побольше и на весь день вышли гулять по Лиссабону! Надо сказать, что раньше мы там уже бывали, но этот шумный и старинный португальский город так красив, что заехать еще разок не будет лишним! В Москве вовсю шла осень, а в Лиссабоне еще резвилось жаркое лето в откровенных шортах и майках.
Очень большой, но уютный старый центр изобилует трамвайными путями, исчертившими бесконечные холмы города. Не зря у многих этот город ассоциируется именно с маленькими звенящими трамвайчиками.
Танжер – в него мы перелетели из Лиссабона на маленьком двухмоторном самолете и взяли в аренду автомобиль, который сдали в аэропорту Марракеша. Марокко – это торг! Не всегда люблю торговаться, но иначе здесь не выжить! Настраивайтесь и понеслись, раз-два-три!!!
Танжер нам показался не очень интересным, но крайне удобным в плане начала путешествия. Мы забронировали номера в отеле в 2-х километрах от аэропорта. И вот ОНО!!! Самолет сел глубокой ночью, и местные таксисты заломили просто космическую цену, причем она договорная у них у всех, почти без торга. Через 7 минут споров цена упала всего в 1,5 раза, и мы пошли пешком, уже понимая, что будет дальше. Стоило нам отойти лишь метров на 200, как нас догнал старенький Мерседес и за пару минут довез до отеля вполне себе задешево. Таксо-картель потерпел фиаско:)
Утром мы забрали арендованный авто и понеслись. Впереди было около 2500 км африканской земли.
Пещеры Геркулеса, куда мы заехали первым делом, вроде и неплохи, но в сравнении с Марокко в целом, так себе. Разминка! Вход в них бесплатный, но есть платный этнический музей, тоже в пещерах. Там живая музыка, старые двери, скульптуры и попугай. По большому счету смотреть нечего.
Мыс Спартель со знаменитым маяком, отмечающим вход в Гибралтарский пролив. В очень ясную погоду от него видна Испания. И Вы можете увидеть десятки танкеров и сухогрузов, идущих через пролив. Рядом несколько кафе, можно выпить кофе. Туристов немного.
Шефшауэн, он же Синий город, он же Шавен или Шившаун. Отчего-то, как только его не называют. Вот здесь мы уже остановились на пару ночей и совершенно не пожалели! Замечу, что в новом городе смотреть нечего и говорю я о старинном центре.
Конечно же, четверть улиц и центральная площадь, как и положено, заняты торговцами и чего здесь только нет. Кстати, что касается всяких чайников, тарелок и ковров, этого добра больше всего в Марракеше и цены нормальные. Но есть немного вещей, которые можно купить именно в каком-то отдельном месте.
И коты! Они здесь повсюду. Вы можете остановиться в Шефшауэне, да и вообще в Марокко хоть где, оглянитесь и увидите кота!
По дороге в Фес местные пустынные пейзажи не переставали удивлять. То горы на горизонте, то ярко-изумрудное озеро и пасущийся ослик, хотя в радиусе нескольких миль не было видно деревни.
Медина (старинный центр) Феса поразила своими узкими запутанными лабиринтами. Тесные и пыльные, забитые туристами и жителями улицы галдели, торговали, зазывали, грохотали телегами, сшибали с ног запахом птичьего рынка и гниющих овощей, и резким, кружащим голову, ароматом специй. Тем удивительнее было посреди всего этого поселиться в настоящем древнем дворце, шикарно отреставрированном и превращенном в отель!
Поднявшись по узкой лестнице на несколько этажей, можно было выйти на террасу – крышу, на которой и подавался завтрак. Тут-то и виден весь город, как на ладони. Величие Медины и ее размеры оказались даже более впечатляющими, чем думалось ранее!
Про Фес можно писать бесконечно, так он нас подивил, но нам пора двигаться в Ифран. Его мы посетили набегом, осмотреть его можно за пару часов. Он тщательно охраняется полицией и выглядит как обычный европейский городок. Кстати, благодаря тому, что он находится высоко в горах, зимой лежит снег, а летом очень зелено и не жарко.
По дороге в Сахару, а она была очень длинной, встретили множество пастбищ с барашками. Кстати, баранина в Марокко великолепна!
Ближе к Сахаре начались нереальной красоты марсианские пейзажи, только с облаками и синим небом!
Дорога была очень длинной и сложной, в деревнях и городках скорость движения не превышает 15-25 км в час, так как пешеходы, машины, повозки, которые тащат неторопливые ослики, текут плотным потоком, и никто никуда не спешит. Есть и другие особенности в дорожном движении. В Марокко нельзя превышать скорость. Если написано 60, то лучше ехать 59, зазора, как у нас, просто нет. Поворотники? Что это? Здесь их не признают. Вас пропускают, когда Вы помашете рукой или просто медленно и настойчиво полезете, куда Вам нужно. Аварий мало, так как скорость невелика. Полиция «любит» туристов. То есть, в принципе, всегда поможет, если Вы что-то спросите, но может просто остановить и сказать, что будет штраф, а потом уже искать, за что.
Поздно ночью прибыли в Мерзугу. Это небольшая деревня в Сахаре. А в 4:30 уже подъем и по компасу пошли в Сахару встречать рассвет. Ночью в пустыне тихо, как в подземелье, но с первыми лучами солнца начинается ветер и миллионы движущихся песчинок начинают гудеть. А вообще величественная Сахара производит нереальное впечатление и подробнее об этом месте напишу отдельно.
Следующим нашим пунктом была знаменитая крепость Айт-Бен-Хадду, которая засветилась во многих фантастических голливудских фильмах.
Шикарный вид с террасы позволял любоваться ею во время завтрака!
На осмотр крепости потратили несколько вечерних часов, а утром после завтрака выдвинулись в Эс-Сувейру. Этот огромный рыбацкий город удивил своим портом, старыми баркасами, сетями и рынком, который расположился прямо у подножия старинного португальского форта. Рыночный шум и гвалт миллионов чаек заглушают голоса, а запах брошенных под ноги остатков рыбы, которую потрошат прямо на месте, вызывает неприятные рефлексы. Но, странное дело, к нему можно привыкнуть уже через 15 минут. И даже мало того, нам приготовили рыбу, купленную на рынке, в одной из двух кафешек, что прилепились прямо среди рынка под стены крепости.
Еще одно интересное место – это самый конец набережной. Там, благодаря классным затяжным волнам, собирается вся серферская тусовка. Здесь же можно покататься на верблюдах.
Возможно, Вы слышали, что Эс-Суэйру называют Белым городом. Это от того, что издалека, да еще и в тумане, которые надвигаются несколько раз в день, город выглядит совершенно белым!
Ну а последним местом был Марракеш. Кстати, на дорогах Марокко можно встретить много грузовых ретро-машин, например, как эта!
Вот от Марракеша осталось странное впечатление. Во-первых, вся Медина занята базаром и найти можно что угодно. Это плюс. Но зато таких приставучих и крикливых продавцов как здесь, мы не встретили нигде! Фотографировать было очень сложно, так как каждый, кто попадал в кадр, подбегал с требованием заплатить. В ресторанах пытались обсчитать, причем умножали счет в 1,5 раза. Справедливости ради скажу, что мы встретили много хороших людей, но осадок от посещения города остался такой себе…
А вообще, Марокко произвел нестандартное впечатление. Он невероятный, он необычный, аутентичный, наглый, шумный, добрый, хитрый, улыбчивый и разговорчивый. Он наполнен эмоциональными людьми, яркими и резкими запахами. Непонятные обычаи могут Вас обескуражить, но и удивить одновременно. Срез культуры, уже не африканской, но далеко не европейской и не азиатской, открылся ярко и резко. В общем, было интересно и столько фоток, сколько привез я отсюда, давненько ниоткуда не привозил!