В середине 2014 года США и страны Евросоюза ввели секторальные санкции в отношении российской нефтегазовой отрасли. Они запрещают поставку оборудования и оказание услуг, связанных с работами по добыче нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
Именно эти направления деятельности российского ТЭКа в основном используют зарубежные технологии. В сложившейся ситуации приходится менять подходы, чтобы снизить зависимость отечественной топливно-энергетической отрасли от импортных продуктов.
Согласно данным министерства промышленности и торговли РФ, в марте 2015 года доля импортного оборудования в нефтегазовой сфере составляла 60%. Тогда было выделено 18 приоритетных направлений для импортозамещения в нефтегазовой, угольной отраслях и электроэнергетике. Был утвержден план мероприятий для реализации поставленных задач. В результате этих усилий за два года доля импортного оборудования снизилась и по итогам 2017 года составила 52%. А еще через два года, согласно оценке Минпромторга, этот показатель составит 40%.
Отраслевые эксперты отмечают, что в 2015 году доля импортных катализаторов в нефтепереработке составляла 62,5%, в 2016 году — 39%, а в 2017 году — 38%.
Где брать технологии для разработки шельфа?
Самая большая доля импортного оборудования в отечественном топливно-энергетическом комплексе приходится на проекты по освоению шельфа. Также значительное количество оборудования приходится на проекты, где конечным продуктом является сжиженный природный газ. Именно поэтому после того как санкции начали действовать в освоении арктического шельфа, возникла вынужденная пауза. Полномасштабные работы по разведке и добыче углеводородов в Арктике не являются задачей ближайшей и даже среднесрочной перспективы.
Освоение российской части Арктики началось на месторождении Приразломное, где сегодня работает платформа с таким же названием — Приразломная. История её строительства длилась 15 лет, в течение которых много раз происходили изменения в проектной документации из-за финансовых проблем.
В 2015 году эксперты Минэнерго утверждали, что до 2030 года в России нужно построить 30 буровых установок для шельфа. С тех пор прошло несколько лет, за время которых ситуация не улучшилась. Тем не менее работа в этом направлении идёт — в Приморском крае консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка строит судоверфь «Звезда» на базе дальневосточного завода «Звезда». Верфь будет производить средне- и крупнотоннажную морскую технику для разведки, добычи и транспортировки углеводородов.
Импортозамещение набирает обороты
Сейчас часть оборудования и услуг «Роснефти» представлены иностранными поставщиками, но компания планирует к 2025 году обеспечить семидесятипроцентную локализацию по всем реализуемым ею проектам, в том числе по ряду направлений в области добычи трудноизвлекаемых запасов, переработки нефти и газа, освоения шельфовых месторождений и информационных технологий.
Доля отечественного оборудования на производствах «СИБУРа» колеблется от площадки к площадке. По некоторым из них этот показатель превышает 60–70%, здесь большое влияние оказывает возраст завода.
В отечественном ТЭКе есть собственные технологии, к которым проявляют интерес иностранцы. Разработкой компании «Транснефть» заинтересовались в США. Речь идёт о специальных опорах, которые использовались при строительстве нефтепровода «Заполярье — Пурпе». Эти опоры установлены на свайные основания, а благодаря термостабилизации грунта (вокруг свай постоянная минусовая температура) достигнута устойчивость сооружения. Такая технология подходит для аляскинского трубопровода, полагают эксперты. Российская разработка значительно дешевле тех, что используются на Аляске. Наши опоры не требуют замены долгое время в отличие от американских.
Китай также проявил интерес, но уже к другой разработке компании — диаскановскиму прибору, предназначенному для внутренней диагностики труб. Словакии была продана система измерения количества и качества нефти на приемо-сдаточном пункте нефти «Будковце» трубопровода «Дружба».
Сейчас доля импорта оборудования для работы «Транснефти» составляет 7,2%, согласно плану компании ожидается, что к 2020 году она будет снижена до 3%. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ближайшие 10 лет составят 40 млрд рублей.
«Газпром» почти полностью перешёл на отечественную продукцию
«Газпром» тоже ведёт активную работу по реализации программы импортозамещения, привлекая к участию в своих проектах российские предприятия, сокращая, таким образом, долю закупок продукции за рубежом. Доля поставок продукции отечественного производства в 2017 году значительно выросла.
Наибольшую долю в поставках материально-технических ресурсов для «Газпрома» занимают трубы. В 2017 году «Газпром комплектация» закупила этой продукции на 117,7 млрд рублей. Госкомпании было поставлено 922,3 тыс. т труб, в том числе большого диаметра — 883,8 тыс. т, и свыше 36,3 тыс. ед. соединительных деталей. Все эти поставки осуществляли только российские компании.
Ещё одним из наиболее важных для «Газпрома» направлений являются газоперекачивающие агрегаты. В 2017 году «Газпром комплектация» обеспечила поставку 19 таких агрегатов с газотурбинными установками и центробежными нагнетателями.
Семь из них, производства рыбинского предприятия «ОДК — Газовые турбины», было отгружено в рамках строительства первой очереди дожимной компрессорной станции на Заполярном нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ). Пять агрегатов пермского объединения «Искра» — для строительства первой очереди дожимной компрессорной станции газового промысла Бованенковского НГКМ. Для строительства компрессорной станции «Зейская», в рамках проекта «Сила Сибири», поставлено два газоперекачивающих агрегата производства «Казанского моторостроительного производственного объединения» и три — санкт-петербургского «РЭП Холдинг» — российского поставщика энергетического оборудования нового поколения. Еще два агрегата казанского предприятия «Казанькомпрессормаш» отгружены в рамках реконструкции дожимной компрессорной станции Оренбургского НГКМ.
Помимо этого, в прошлом году на объекты «Газпрома» поставлено шесть газотурбинных двигателей компании «ОДК — Пермские моторы», а также 15 комплектов сменных проточных частей производства «РЭП Холдинг» и «Казанькомпрессормаш».
Наша справка
Многие технологии, использующиеся сегодня в мировом топливно-энергетическом комплексе, были придуманы российскими учеными во времена СССР, например, технология гидроразрыва пласта (ГРП). Реализована она была за рубежом, считается, что впервые ГРП провела американская компания Halliburton в США.
Продолжение на сайте ЦДУ ТЭК