С доисторических времен рисунок не только сопровождал слово, но и с завидной регулярностью попросту заменял его, являясь подчас куда более доходчивой формой донесения идеи.
Поэтому не удивительно, что относительно недавнее понятие «графический роман» становится все популярнее. Однако многие относятся к нему пренебрежительно, рассматривая его не выше, чем комикс.
***
Постараемся расставить точки над i, подробно рассмотрев этот жанр литературы.
Графический роман – это именно литература, от этого и будем отталкиваться. И потому строится графический роман по тем же принципам, что и традиционное художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал.
Это история, нередко весьма сложная и запутанная, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок (хотя последние встречаются не всегда). Основная смысловая нагрузка ложится на рисунок.
Таким образом, этот феномен рожден благодаря плодотворному взаимодействию литературы и графики.
***
Еще одна черта, которая сближает графический роман с традиционным, - характеры. Герои развиваются, меняются по ходу истории, что добавляет психологизм и глубину, в отличие от комикса, где персонажи статичны.
Следует обратить внимание и на объем. Поскольку комиксу дал жизнь журнал, в каждом номере которого не более 30 страниц, это и стало стандартным форматом комикса. Отсюда и «сериальная» специфика – комикс, как правило, представляет собой отдельные рассказы, посвященные одному персонажу и продолжающие друг друга.
Графический же роман с самого начала освоил книжный формат. Средняя его величина – от 60 до 120 страниц, и это законченное, независимое произведение, где сиквелы совсем не обязательны.
Поэтому графическому роману, как и любой другой печатной книге, присваивается ISBN, а комикс, даже опубликованный отдельным выпуском, получает ISSN – как периодическое издание, что и выдает «журнальную природу» последнего.
И наконец, аудитория. Если комиксы были рассчитаны в основном на подрастающее поколение, графический роман – преимущественно взрослое чтение, многие образчики не рекомендованы детям или подросткам.
***
Однако сейчас мы забегаем вперед. Пройдемся по хронологии с самого начала.
Доисторические рисунки
Стены пещер Альтамира или Ляско – сплошной «комикс», повествующий об особенностях доисторической охоты.
Что это? План действий? Учебный материал? Хвастовство? Ученые утверждают, что эти рисунки носили сакральный характер и должны были обеспечить удачу на охоте.
Фрески Средневековья
«Пропагандистское» значение живописи признали великие деятели эпохи христианского Средневековья.
Читать Библию мало кто умел, а объяснить значение рисунков, знакомых с детства, мог даже неграмотный человек.
Просвещение
В эпоху Нового времени умение рассказывать истории в картинках уже было приятным дополнением к развитой литературе. Достаточно вспомнить Уильяма Хогарта с его серий полотен «Модный брак» - настоящей криминальной драмой в картинах.
Современность
Ну а 19 веке (1837 – в Европе, 1843 – в США) появился «прадедушка» графического романа: «Приключения мистера Обадии Олдбака» Рудольфа Топфера.
В 1922 году появился журнал Comic Monthly, каждый из 12 номеров которого был посвящен тем или иным популярным персонажам.
На вторую треть 20 века приходится «золотой век» комикса. В это время публика узнала Бэтмена, Супермена, Капитана Америку…
***
В 1960-х годах мощный рывок совершает японская манга (буквально «веселые картинки»). Изначально этот жанр тоже предназначался для детей. Но очень быстро сюжеты манги становятся куда более сложными, обращаясь к взрослой аудитории.
Так манга трансформируется в гэкига («драматичные картинки») – со сложными сюжетами и реалистичностью рисовки.
Рождение графического романа
Датой официального «рождения» графического романа можно считать 1978 год, когда Уилл Эйснер создает графическую версию печальной повести о своем детстве «Контракт с Богом» (сама повесть написана в 1938).
Именно Эйснер ввел в оборот сам термин, ставший обозначением нового жанра.
***
Уже в 1992 году графический роман о Холокосте «Маус» Арта Шпигельмана получил Пулитцеровскую премию.
Довольно быстро стало понятно, что графический роман способен поднимать весьма серьезные темы. Например, роман «Эпилептик» Давида Б. (псевдоним Пьера-Франсуа Бошара) повествует о тяжелой борьбе, которую ведут родители за жизнь сына, а роман «Персеполис» Маржан Сатрапи иллюстрирует исламскую революцию в Иране.
***
А вы читаете графические романы?
Возможно, у нас найдется что-то интересное для вас:
Все виды комиксов, включая мангу, и лучшие графические романы - для вас в нашем интернет-магазине по ссылке: http://bit.ly/графический-роман-в-буквоеде
***
Читайте наши материалы о графических романах:
Этюд в изумрудных тонах (Шерлок Холмс Нила Геймана)
Рик и Морти (цитаты из мультфильма)
***
Подписывайтесь на наш канал Дзен!
Пишем о литературе и творчестве
- без жареных фактов,
- профессионально,
- со смыслом!
Ваш БУКВОЕД.